Новости

Как ритм может помочь детям с дислексией: рассказывает ученый и музыкант
Как ритм может помочь детям с дислексией: рассказывает ученый и музыкант
9 сентября 2022

В странах мира насчитывается 10-15% детей, которые столкнулись с нарушениями устной и письменной речи. К ним относят и расстройства чтения. Помочь читать может музыка — ритмическая стимуляция. О влиянии ритма на чтение нам рассказал аспирант Университета «Сириус» Максим Маркевич — яркий пример синтеза науки и искусства, лежащего в основе проектов «Сириуса». 

Музыка — спутник в жизни

Максим вырос в медицинской семье, в школе хорошо ладил с естественными науками. Интересовался поведением человека. Поступил на факультет психологии в Ярославский государственный университет, где изучал, как человек решает творческие задачи. С 15 лет Максим сочиняет музыку и главным для него всегда был ритм. В Ярославском  музыкальном колледже он учился параллельно с получением степени магистра. Максим считает, что образование в области психологии помогло ему в композиции: «Композитор должен развиваться в разных сферах, он должен масштабно мыслить, уметь обобщать, синтезировать информацию. Это и создает возможность понять современный мир  и выразить его в музыке».

Через музыку — к звездам

На программу по когнитивной психологии в аспирантуру Университета «Сириус» Максима привела музыка. В 2021 году на фестивале «Таврида-Арт» композитор Кузьма Бодров рассказал о своей работе  в образовательном центре «Сириус». Максим начал искать программы по музыке, а нашел по когнитивным наукам. В то время Максим как раз выбирал аспирантуру, и все сложилось. 

В аспирантуре музыка никуда не исчезла из жизни Максима. Он участвовал в XV Зимнем международном фестивале искусств Юрия Башмета в Сочи, где завоевал второе место. Фортепианное трио его сочинения исполняли музыканты из Москвы. По словам исследователя, это было особенное выступление: «Меня поразило, что они успели выучить столько около 20 технически сложных произведений. Они действительно большие профессионалы, ведь у нас была всего лишь одна репетиция и после этого мое произведение уже было на сцене. Я доволен тем, как они поняли идею и как ее показали».

Музыка — тоже язык

В аспирантуре Университета «Сириус» Максим участвует в проекте по исследованию чтения и понимания прочитанного с точки зрения поведения, психофизиологии и генетики. Научная группа хочет понять причины большого разрыва по успеваемости в чтении между школьным и подростковым возрастом. Результаты проекта помогут разработать новые образовательные методики направленные на помощь детям, которые испытывают трудности в чтении.

«Музыка — своеобразный язык. Есть ряд корреляционных исследований, которые показывают, что музыкальные способности  связаны с лингвистическими способностями. Я изучаю то, как музыка может влиять на языковые процессы. Специфично ли ее влияние для определенной модальности (зрительной или слуховой) и типа задачи (лингвистическая или нелингвистическая)? Это один из вопросов на который я ищу ответ  в рамках систематического обзора литературы и проводя исследование о влиянии слухового ритмического прайминга на грамматические суждения», — поясняет Максим. В результате работы ученые смогут понять механизмы чтения и помочь детям с трудностями в чтении — например, создать упражнения или игровые приложения.

Чтение в ритме музыки как проходит исследование

Участник читает предложения, которые могут быть либо грамматически верными (напр.: со стола упала, разбившись вдребезги, тарелка), либо грамматически неверными (напр.: по пруду плыл, громко крякая, утка), и ему необходимо принять решение о правильности этих предложений. Такой тип задания называют — задачей на грамматические суждения.

Предложения появляются в режиме self-paced, то есть участнику необходимо в самостоятельном, свободном темпе нажимать на кнопку, чтобы увидеть следующее слово в  предложении, а затем принять решение — было ли предложение грамматически правильным. 

Перед каждым блоком предложений участнику предлагается прослушать ритмические стимулы, а затем  продолжить выполнение задания. Таким образом, исследователь сможет посмотреть влияние ритмического прайминга на грамматические суждения на поведенческом (точность и скорость выполнения задачи) и на психофизиологическом уровне (данные ЭЭГ).

Предыдущие исследования, которые проводились учеными Франции и Венгрии показали, что именно ритм с ясной метрической и темповой структурой способен улучшать выполнение задачи на грамматические суждения и увеличивать активность  компонента P600 — пик электрической активности мозга, который возникает при прослушивании или чтении грамматических ошибок и других синтаксических аномалий.

Однако, исследования проводились только в рамках слуховой модальности, где предложения предъявлялись в виде аудио. Максим  впервые проводит исследование в рамках межмодальной парадигмы, где предложения предъявляются в виде текста, а ритмические стимулы аудиально, также это исследование впервые проводится с использованием русского языка.

Исследователь проводит параллели и с музыкой, которая окружает нас в обычной жизни: «Например, мелодии , которые становятся популярными, так скажем “застревают” в нашем сознании, обладают в первую очередь специфичным ритмическим рисунком, а звуковысотность играет меньшую роль. Хорошая музыкальная тема, это та которую мы можем простучать и тут же узнать!».

То, что ты делаешь сегодня, влияет на твое завтра

В ближайших планах — представить результаты пилотного исследования на конференции «Речь грамотность дислексия», которая пройдет в Университете «Сириус» в октябре этого года. Также необходимо написать статью по результатам пилотного исследования. Вместо того чтобы думать, что будет через пять лет, Максим сосредоточен на моменте: «Очень многое зависит от достижений работы сейчас. Результаты текущей работы влияют на будущее, надо использовать возможности. Знакомства, общение с другими учеными — все это и создает твое будущее, появляются новые идеи, проекты, ты в них начинаешь работать и реализовываться». О формальных достижениях он не задумывается. Для Максима важнее и в музыке, и в науке — взаимодействие с миром: «Идеал работы — когда все, что ты делаешь, становится кому-то нужным».

Если вы тоже изучаете чтение, и заинтересованы в решении проблем дислексии, дисграфии, нарушений языка и речи, развития грамотности, приглашаем вас на Междисциплинарную научно-практическую конференцию «Речь, грамотность, дислексия», которая пройдет с 17 по 19 октября в Университете «Сириус». Заявки принимаем онлайн — до 25 сентября.

 

Материал подготовлен Алисой Велиной, студенткой Высшей школы экономики.

Смотрите также:
13.11.2024
Ученые Университета «Сириус» вернулись из экспедиции по изучению арктических морей России
12.11.2024
Система менеджмента качества Лабораторного комплекса Университета «Сириус» соответствует мировым стандартам
Ученый Университета «Сириус» дополнил отечественное хранилище геномной информации данными более 5 тысяч экспериментов
07.11.2024
Сотрудник Университета «Сириус» написала научно-популярную книгу по биологии для детей
Ученые «Сириуса» разработали технологии изготовления трех препаратов от орфанных заболеваний
Ученые Университета «Сириус» создадут карту растений федеральной территории

Обратная связь

Для обеспечения удобства работы с сервисами данного сайта и поддержания высокого уровня их безопасности мы используем файлы cookie. Подробное описание используемых нами файлов cookie, порядке их отключения содержится в Политике конфиденциальности . Нажимая на кнопку «СОГЛАСЕН», Вы подтверждаете, что проинформированы об использовании cookies на нашем сайте, а также принимаете наши Политику конфиденциальности и Правила пользования сайтом.

Согласен