Университет «Сириус»

Междисциплинарная научно-практическая конференция с международным участием «Речь, грамотность, дислексия»

  • Научный центр:Когнитивные исследования
  • Сроки проведения:17-19 октября
  • Срок подачи заявки:25 сентября

Формат проведения конференции: офлайн с трансляцией научной части мероприятия онлайн

По вопросам участия в программе просим обращаться по адресу cdpo@talantiuspeh.ru

Ссылки для регистрации:

Университет «Сириус» – это пространство, где студенты, ведущие ученые и представители российских технологических компаний объединяются, чтобы разрабатывать новые технологии и внедрять их в привычную жизнь. У каждого студента нашей страны есть возможность стать частью команды, которая меняет мир вокруг.  Специально для этого в «Сириусе» были созданы краткосрочные интенсивные программы, участниками которых могут стать студенты из всех регионов страны. Все программы созданы в партнерстве с ведущими компаниями и посвящены актуальным вопросам и направлениям в науке. 

Участники и порядок отбора

К участию в конференции приглашаются:

  • студенты, магистранты, аспиранты: обучающиеся в высших учебных заведениях России по педагогическим, психологическим, филологическим, медицинским и нейронаучным специальностям;
  • специалисты и исследователи: специалисты, работающие с детьми с нарушениями развития устной и письменной речи (педагоги, психологи, руководители образовательных организаций, руководители учреждений системы здравоохранения, и социальной защиты) и исследователи языка, речи и грамотности;
  • представители родительского сообщества и некоммерческих организаций.

Очное участие в конференции предусмотрено для ограниченного числа участников на основании конкурсного отбора. Всем очным участникам Научно-технологический университет «Сириус» обеспечивает проживание в двухместных номерах, проезд / перелет по территории РФ.

Часть мероприятий конференции будут транслироваться онлайн для широкой аудитории.

Количество мест для отбора:

  • Студенты, магистранты, аспиранты - 150;
  • Специалисты и исследователи - 100;
  • Представители родительского сообщества и НКО - 50.

Как стать участником конкурса:

  • заполнить электронную заявку на очное участие в конференции и загрузить требуемые материалы на сайте Университета «Сириус». Заявки принимаются до 23:59 (Московское время) 25.09.2022;
  • ознакомиться с решением отборочной комиссии. Вне зависимости от результатов отбора все участники будут проинформированы о решении комиссии по указанному в заявке адресу электронной почты не позднее 29.09.2022;
  • подтвердить возможность участия до 9:00 по Мск 03.10.2022;


Критерии экспертной оценки заявки на участие:

Студенты, магистранты, аспиранты (макс. балл – 50):

  • соответствие направления образовательной подготовки потенциального участника тематике конференции - 5;
  • наличие релевантных дополнительных курсов повышения квалификации, образовательных программ - 5;
  • опыт работы с детьми с нейротипичным и нарушенным развитием - 5;
  • опыт исследовательской работы, отраженный в научных публикациях, индексируемых в РИНЦ/ВАК/WoS/Scopus - 5;
  • опыт участия в научных и практических конференциях в качестве докладчика - 5;
  • победы в профильных научных, профессиональных, студенческих олимпиадах и конкурсах - 10;
  • мотивационное письмо - 15;
  • до 5 дополнительных баллов можно получить за тезисы для секции студенческих докладов.

Студенты, магистранты, аспиранты должны предоставить справку с места обучения, выданную не ранее 27 июля 2022 года.

Подать заявку на участие (студенты, магистранты, аспиранты)

 

Специалисты и исследователи (макс. балл – 50):

  • резюме с описанием профессиональных достижений и опыта работы - 10;
  • мотивационное письмо - 40.

Специалисты и исследователи должны предоставить справку с места работы, выданную не ранее 27 июля 2022 года.

Подать заявку на участие (специалисты и исследователи)

 

Представители родительского сообщества и НКО (макс. балл – 40):

  • мотивационное письмо - 40.

Представители НКО должны предоставить рекомендательное письмо от руководителя организации, выданные не ранее 27 июля 2022 года.

Подать заявку на участие (представители родительского сообщества и НКО)

 

О чем написать в мотивационном письме?

Мотивационное письмо должно служить обоснованием выбора вашей кандидатуры в конкурсном отборе. Письмо предполагает свободную форму, но вы можете отразить следующие вопросы: (1) ваш личный/практический/исследовательский опыт, (2) почему именно вашу кандидатуру необходимо выбрать для очного участия, (3) чем вам будет полезно участие в конференции и как вы сможете использовать полученные знания в дальнейшем. 

Оценивается осведомленность о проблеме, знакомство со специальной научной и методической литературой, знание актуальных направлений изучения расстройств устной и письменной речи, новые, оригинальные идеи, логичность изложения.

Подача тезисов на секцию студенческих докладов:

Мы предлагаем студентам подготовить доклад по тематике конференции и представить его на специальной постерной секции. В докладе можно рассказать о своём участии в релевантных проектах, поделиться результатами или идеей научной работы, представить обзор эффективных практик. Тезисы докладов проходят отбор. Тезисы могут дать до 5 дополнительных баллов к заявке.

В тезисах доклада необходимо отразить следующие пункты:

  • данные автора и соавторов (ФИО, организация);
  • название доклада;
  • введение;
  • цель исследования/методического проекта;
  • материалы и методы;
  • результаты;
  • заключение/выводы;
  • список литературы.

Если вы сомневаетесь, является ли выбранная вами тема подходящей для выступления на конференции, пожалуйста, пишите нам на siriuscognitive@talantiuspeh.ru, указав в теме письма «Конференция».

Объем тезисов не должен превышать 3000 знаков, включая пробелы. Список литературы не учитывается при подсчёте знаков. Тезисы принимаются в pdf, doc или docx форматах, шрифт — Times New Roman (14 пт.) с межстрочным интервалом — 1.5, отступ — 1 см. Имя файла в формате: «Тезисы_Фамилия_И.О.».

О программе

В «обществах знаний» навыки чтения, письма, коммуникативные способности имеют ключевое значение для успешности в учебной и профессиональной жизни, а различные типы трудностей в обучении и речи неблагоприятны и для отдельного человека, и для целых экономик.

При этом распространенность нарушений устной и письменной речи среди детского населения оценивается в 10-15% для разных стран и языков. Мировым научным сообществом накоплен впечатляющий массив данных о нейробиологических, генетических и когнитивных основах языка, устной и письменной речи, их расстройствах, а также принципах диагностики. Специалисты психолого-педагогического сопровождения имеют большой опыт помощи детям с речевыми нарушениями, дислексией, дисграфией и другими трудностями в обучении.

Сегодня стоит задача объединить эти две ветви –  мировую науку и практику – и найти новые решения проблем речи и грамотности.

Цель конференции – создать пространство для прямой коммуникации между учеными, студентами, специалистами, родителями, представителями общественных организаций и государственных структур, заинтересованными в решении проблем дислексии, дисграфии, нарушений языка и речи, развития грамотности.

Основными результатами конференции ожидается, во-первых, привлечение широкого внимания общественности к проблеме нарушений речевого развития и трудностей в обучении, во-вторых, информирование студентов, специалистов, родителей о мировых научных исследованиях и практиках, в-третьих, создание возможностей для внедрения результатов научной деятельности в практику организаций и профессионалов, оказывающих помощь детям с нарушениями устной и письменной речи.

 

Председатель программного комитета:

  • Елена Владимировна Шмелева, руководитель Фонда «Талант и успех»

Секретари программного комитета:

  • Юлия Сергеевна Недошивина, координатор Научного центра когнитивных исследований Научно-технологического университета «Сириус»
  • Лада Дмитриевна Литвак, координатор по учебно-методической работе Научного центра когнитивных исследований Научно-технологического университета «Сириус»

СЕКЦИИ

В программе конференции запланирована работа в следующих секциях:

  • Клинические аспекты трудностей в обучении;
  • Анализ связной устной речи детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста;
  • Оценка языкового и когнитивного развития ребенка;
  • Айтрекинг в исследованиях чтения и дислексии;
  • Нейробиологические основы дизонтогенеза устной и письменной речи;
  • Неформальное образование: путь современного специалиста;
  • Ненаглядные пособия: издатели VS самиздат;
  • Помощь детям с трудностями обучения в школе;
  • Онтолингвистика и логопедия;
  • Что происходит с чтением и письмом у детей?
  • И другие.

СПИКЕРЫ

 

Елена Григоренко

PhD, доктор психологических наук, и.о. директора Научного центра когнитивных исследований Научно-технологического Университета «Сириус», профессор Йельского университета, профессор Хьюстонского университета, профессор Медицинского колледжа Бейлора.

Julian Elliott

Профессор психологии образования и директор колледжа Коллингвуд Даремского университета.

Jack Flecther

PhD, заслуженный профессор факультета психологии Хьюстонского университета.

Nicole Landi

PhD, доцент факультета психологии Коннектикутского университета, руководитель направления ЭЭГ-исследований Лабораторий Хаскинса.

Ольга Драгой

Доктор филологических наук, профессор, директор Центра языка и мозга НИУ ВШЭ.

Мария Воейкова

Доктор филологических наук, заведующая отделом теории грамматики Института лингвистических исследований РАН в Санкт-Петербурге, профессор кафедры русского языка филологического факультета СпбГУ.

Галина Доброва

Доктор филологических наук, профессор кафедры языкового и литературного образования ребенка РГПУ им. Герцена.

Александр Корнев

Доктор психологических наук, кандидат медицинских наук, заведующий лабораторией нейрокогнитивных технологий СПбГПМУ, Президент Ассоциации логопатологов Санкт-Петербурга.

 

Руководитель

Елена Леонидовна Григоренко

Елена Леонидовна Григоренко

Доктор психологических наук, PhD, и.о. директора Научного центра когнитивных исследований, руководитель направлений «Порождение, передача и приобретение знаний» и «Расстройства аутистического спектра: наука и практика», профессор Йельского университета, профессор университета Хьюстона, профессор факультета молекулярной генетики и генетика человека и факультета педиатрии Медицинского колледжа Бейлора, главный научный сотрудник Лаборатории междисциплинарных исследований развития человека СПбГУ, ведущий научный сотрудник Центра прикладных психолого-педагогических исследований МГППУ

Партнеры

Образовательный центр «Сириус»

Последние новости