Экспериментальный ИТ-специалитет для выпускников 9 класса

Инженер по исследованиям
и разработкам

Количество мест: 50

Форма обучения: очная

Период обучения: 5 лет

«Проектирование, разработка и управление сложными информационными системами» - первая экспериментальная программа для выпускников 9-х классов

На федеральной территории «Сириус» принят экспериментальный правовой режим, благодаря которому запускается новая образовательная программа в области современных технологий и информационной безопасности для выпускников 9-х классов «Проектирование, разработка и управление сложными информационными системами». Программа прошла необходимые согласования в Министерстве науки и высшего образования РФ и Министерстве просвещения РФ.

Программа объединяет среднее общее и высшее образование и нацелена на ускоренную подготовку молодых инженеров-исследователей, лидеров технологических проектов ИТ-отрасли. 

Новая программа будет интересна школьникам, увлеченным математикой и информатикой и уже проявившим свои способности в этих сферах. Студенты научатся комплексно разбираться в ИТ- системах компаний и отраслей, проектировать, разрабатывать и руководить сложными информационными системами. Наставниками выступят лучшие эксперты отрасли, а на последнем курсе студенты пройдут длительную профессиональную стажировку в одной из компаний- партнеров. 

Экспериментальная программа разработана в соответствии с поручением Президента РФ об ускоренной подготовке кадров для ИТ-отрасли. В разработке программы также приняли участие крупнейшие компании-партнеры «Сириуса»: Росатом, «Газпром нефть», РЖД, «Ростелеком», VK, Positive Technologies, «Группа Астра», Yadro, Яндекс, Т1.

Образовательными партнерами программы являются Образовательный Фонд «Талант и успех», Президентский Лицей «Сириус», Президентский физико-математический лицей № 239.

Правила приема

Программа экспериментального правового режима в федеральной территории «Сириус», направленного на разработку, апробацию и внедрение новой образовательной программы в области информационных технологий и информационной безопасности

Поступление без вступительных испытаний

Кто может поступить без вступительных испытаний:

Достижения учитываются за 2023 и 2024 год.

Победителями или призерами заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников по астрономии (2023-2024), предоставляется право получить 100 баллов за письменный экзамен. 


О программе
Результаты обучения
Учебный план
Как поступить
О программе

Ключевые особенности Программы:

  • программа реализуется по новой комплексной специальности «Проектирование, разработка и управление сложными информационными системами» с присвоением квалификации «Инженер по исследованиям и разработкам»;
  • программа реализуется в сетевой форме и предусматривает выдачу двух документов - аттестата государственного образца о среднем общем образовании АНОО «Президентский Лицей «Сириус» и диплома о высшем образовании АНОО ВО «Научно-технологический университет «Сириус»;
  • программа предусматривает бесшовную интеграцию программ среднего общего и высшего образования, что обеспечивает критически важное сокращение сроков подготовки инженеров-лидеров;
  • программа реализуется на стыке разных профессиональных областей, что позволяет дать выпускникам гармоничное сочетание фундаментальной и прикладной отраслевой подготовки, обеспечивает и расширяет их профессиональные возможности;
  • высокотехнологичные компании-партнеры являются как работодателями, так и полноценными и равноправными участниками образовательного процесса на всех его этапах.

Как будет выстраиваться учебный процесс?

  • В течение первого и второго курса студенты осваивают общеобразовательную программу, в которую интегрированы социально-гуманитарные, фундаментальные и основные профессиональные дисциплины программы специалитета.
  • По результатам второго курса студенты проходят государственную итоговую аттестацию в форме единого государственного экзамена, при успешном прохождении которой им выдается аттестат о среднем общем образовании.
  • Третий и четвертый курсы посвящены углубленной профессиональной подготовке.
  • На пятом курсе студенты проходят профессиональную стажировку в ведущих высокотехнологичных компаниях-партнерах программы. Стажировка ориентирована на разработку комплексного научно-технологического проекта по созданию нового технологического решения или продукта для компании в реальных производственных условиях под руководством наставников от компаний.
  • В течении всего периода студенты проходят практическую подготовку и выполняют проектно-исследовательскую работу.
  • Итоговая аттестация включает в себя междисциплинарный экзамен и выпускную квалификационную работу:

- междисциплинарный экзамен направлен на демонстрацию понимания сферы информационных технологий как системы, объединяющей инфраструктуру, программные решения, данные и системы защиты, и имеет прикладной характер;

- выпускной квалификационный проект направлен на решение технологических задач компаний-партнеров. Тематика выпускного квалификационного проекта формируется в соответствии с аналитическими и технологическими задачами технологических компаний-партнеров и призвана обеспечить широкий охват проблем в таких областях, как проектирование и управление ИТ-инфраструктурой, анализ и управление данными, проектирование и разработка сервисов, управление и формирование ИТ-политики. Выпускной квалификационный проект может быть представлен в виде технической или проектно-конструкторской документации, используемой в технологических компаниях, а также в виде технологического стартапа и др. 

Примерные темы выпускных квалификационных проектов:

  • Разработка математической модели и программная реализация нейронных сетей для эффективной дистилляции данных и знаний.
  • Развитие математической модели и программных инструментов для формальной верификации программного кода.
  • Развитие методов машинного обучения для анализа характеристик композиционных материалов.
  • Программная роботизация бизнес-процессов по отраслям (атомной, финансовой…).
  • Разработка методики для автоматизированного выделения структуры в текстах с использованием методов машинного обучения.
  • Разработка больших языковых моделей для обнаружения текстов, сгенерированных искусственным интеллектом

Согласно части 10.1 статьи 21 Федерального закона от 29.07.2017 № 216-ФЗ «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» обучающиеся Университета обладают всеми правами, предоставляемыми организациям, получившим соответствующие лицензии и государственную аккредитацию на осуществление образовательной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, обучающимся таких организаций. Документы об образовании и (или) о квалификации, выдаваемые Университетом дают их обладателям права, аналогичные правам, предусмотренным для обладателей документов об образовании и (или) о квалификации установленного в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образца.

Результаты обучения

Выпускник Программы - это будущий инженер-лидер ИТ-отрасли, который способен и мотивирован как на создание высокотехнологичных продуктов и сервисов, так и на руководство по созданию защищенных сложных информационных систем, при этом готов нести ответственность за принимаемые решения с позиции социальной значимости.

В результате освоения программы у выпускника будут сформированы компетенции:

  • фундаментальные математические и естественно-научные;
  • профессиональные, в том числе:

- проектирование и управление ИТ-инфраструктурой; - анализ и управление данными; - проектирование и разработка сервисов; - управление и формирование политики в области ИТ;

  • личностные и социальные;
  • управленческие.
Учебный план

Учебный план содержит интегрированные и друг с другом блоки:

  • общеобразовательная подготовка как элемент среднего общего образования, интегрированная в блоки фундаментальной и социально-гуманитарной подготовки;
  • блок фундаментальной подготовки;
  • блок социально-гуманитарной подготовки;
  • блок базовой профессиональной подготовки;
  • блок профессиональной подготовки в области ИТ (сквозные цифровые технологии);
  • блок практической подготовки и проектно-исследовательской работы;
  • блок факультативных дисциплин;
  • блок государственной итоговой аттестации и блок итоговой аттестации.

В течение 1-го и 2-го курсов студенты осваивают образовательную программу среднего общего образования, которая позволяет интегрировать общеобразовательные дисциплины с социально-гуманитарными, фундаментальными и профессиональными дисциплинами программы. Таким образом, начиная уже с 1-го курса, параллельно с освоением образовательной программы среднего общего образования, студенты погружаются в фундаментальные и профессиональные дисциплины высшего образования.

Интеграция происходит по ряду учебных предметов и дисциплин:

  • учебный предмет «Математика» образовательной программы среднего общего образования интегрируется с фундаментальными дисциплинами программы специалитета, такими как «Линейная алгебра и аналитическая геометрия», «Математический анализ»;
  • учебный предмет «Информатика» образовательной программы среднего общего образования интегрируется с профессиональными дисциплинами программы специалитета, такими как «Алгоритмы и структуры данных», «Объектно-ориентированное программирование»;
  • учебный предмет «История» образовательной программы среднего общего образования интегрируется с дисциплиной «История (история России, всеобщая история)» программы специалитета;
  • учебный предмет «Обществознание» образовательной программы среднего общего образования интегрируется с дисциплиной «Современные социальные науки» программы специалитета.

2) Блок фундаментальной подготовки

Особое внимание в структуре программы уделяется фундаментальной подготовке по математике, естественно-научным, общетехническим дисциплинам, которая позволит выпускникам гибко реагировать на возможные изменения в развитии базовых и возникновение новых технологий, и увеличение сложности систем, а также применять междисциплинарные комплексные подходы и решения в проектной деятельности и практической работе.

Конкурсный отбор мотивированных поступающих на обучение по программе, показавших высокие результаты освоения учебных предметов по математике и информатике образовательной программы основного общего образования, позволит с 1-го курса внедрить в содержание модулей по математике и компьютерным наукам элементы продвинутого математического инструментария и его применения при решении практических задач, тем самым формируя взаимосвязь фундаментальной и профессиональной подготовки и повышая мотивацию в освоении фундаментальных дисциплин. Модуль по математике представлены следующими дисциплинами: «Дискретная математика»; «Теория вероятностей»; «Математическая статистика»; «Линейная алгебра и аналитическая геометрия»; «Математический анализ»; «Математическая логика и теория алгоритмов»; «Численные методы»; «Дифференциальные уравнения».

Понимание физических, химических, биологических концепций критически необходимо разработчикам для проектирования, программной реализации и управления сложными киберфизическими системами, в том числе в ключевых технологичных отраслях: нефтегазодобыча, энергетика, биотехнологии, медицина и др. Для этих целей в блок фундаментальной подготовки включены дисциплины «Физика», «Химия» и «Биология».

Общетехническая подготовка, представленная такими дисциплинами, как «Теории систем», «Основы мехатроники и робототехники», «Основы проектирования и конструирования технических систем», позволит создавать, исследовать и управлять киберфизическими системами, информационной инфраструктурой.

3) Блок социально-гуманитарной подготовки

Особенностью программы является сквозная, на протяжении четырех лет обучения (с 1-го по 4-ый курс), социально-гуманитарная подготовка, нацеленная на формирование целостной картины мира выпускников. С этой целью фундаментальные концепции социально-гуманитарных наук изучаются с учетом их междисциплинарности для дальнейшего использования в проектной деятельности и практической работе студентов. В рамках  программы содержание дисциплин социально-гуманитарной подготовки дополняется техническими особенностями, такими как поиск закономерностей, создание алгоритмов, построение языковых моделей, атрибутирование, анализ данных, моделирование и пр.

Блок социально-гуманитарной подготовки включает обязательные учебные предметы образовательной программы среднего общего образования («Русский язык», «Литература», «География», «Иностранный язык»), а также дисциплины программы специалитета, такие как «Правовое регулирование в ИТ-сфере», «Отраслевая экономика». Знания в области современной социологии, философии, теории государства и права формируются в рамках комплексной междисциплинарный дисциплины «Современные социальные науки». На старших курсах у студентов есть возможность углубленного изучения одной из областей социальных наук.

4) Блок базовой профессиональной подготовки

Формирование системного понимания базовых технологий осуществляется через освоение блока базовой профессиональной подготовки с использованием ресурсов технологических компаний-партнеров. Особое внимание направлено на систематизацию и дальнейшее углубление знаний студентов в области алгоритмизации и различных языков программирования, в том числе на императивных языках и функциональных языках, с использованием лучших практик инженерных подходов и системного анализа при проектировании и реализации ИТ-систем. С 3-го курса начинается углубленное изучение профессиональных дисциплин, что позволяет студентам глубоко погрузиться в сферу будущей профессиональной деятельности.

Основными дисциплинами блока базовой профессиональной подготовки являются: «Алгоритмы и структуры данных», «Объектно-ориентированное программирование», «Системы управления базами данных», «Операционные системы и системное программирование», «Облачные инфраструктуры», «Машинное обучение», «Распределенные реестры», «Параллельное программирование».

5) Блок профессиональной подготовки в области ИТ (сквозные цифровые технологии)

Данный блок направлен на изучение перспективных ИТ-технологий и включает несколько направленностей: «Проектирование и управление ИТ-инфраструктурой», «Анализ и управление данными», «Проектирование и разработка сервисов». В рамках дисциплин данного блока изучаются сквозные цифровые технологии, формируются умения работать и использовать в создании комплексного технологического продукта разные инструменты, в том числе облачные базы данных, системный анализ, системные технологии, распределенное программирование, хранилища и анализ данных, технологии автоматизации бизнес-процессов, управление данными.

6) Блок практической подготовки и проектно-исследовательской работы

Реализация практической подготовки и проектно-исследовательской работы осуществляется на протяжении всего периода обучения (с 1-го по 5-ый курс).

Проектно-исследовательская работа студентов усложняется по мере освоения программы. Главной особенностью проектно-исследовательской работы является междисциплинарный подход, развитие системного мышления студентов и их готовности к поиску и выработке комплексных решений сложных задач. На первых двух курсах проектно-исследовательская работа позволяет студентам осознать важность и взаимосвязь различных предметных областей с профессиональными знаниями в области математики и компьютерных наук. Начиная с 3-го курса, студенты переходят к комплексным междисциплинарным исследованиям, направленным на решение конкретной технологической задачи от технологических компаний-партнеров. Промежуточная аттестация по проектно-исследовательской работе проводится в форме защиты проектов. Для поддержки проектно-исследовательской работы студентов проводятся научно-технологические семинары с участием ключевых специалистов технологических компаний и ученых Университета «Сириус», которые дают последовательную обратную связь и постепенно усложняют поставленные задачи.

Практическая подготовка состоит из серии взаимосвязанных практических заданий, интегрированных во все блоки учебного плана, а также проектно-образовательной практики, проектно-технологической и профессиональной стажировки.

Проектно-образовательная практика проводится в комбинированном формате, который совмещает посещение ключевых российских высокотехнологичных компаний и участие в Научно-технологической проектной образовательной программе «Большие вызовы». Прохождению проектно-образовательной практики предшествует изучение дисциплины «Приоритеты Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации».

Проектно-технологическая стажировка на 2-ом, 3-ем и 4-ом курсах проводится в технологических компаниях-партнерах. Для формирования комплексного представления о взаимосвязи всех элементов ИТ-инфраструктуры и среды технологической компании стажировка проходит последовательно в ее профильных подразделениях и предполагает решение задач данных подразделений.

На 5-ом курсе студенты погружаются в специализированную отраслевую подготовку в форме профессиональной стажировки в технологических компаниях-партнерах. Профессиональная стажировка, реализуемая в течение последнего учебного года, ориентирована на разработку комплексного научно-технологического проекта по созданию нового технологического решения или продукта для технологической компании в реальных производственных условиях под руководством специалистов-наставников.

7) Блок факультативных дисциплин

Для формирования междисциплинарного мышления и связей, начиная со 2-го курса, студенты могут выбрать для изучения одну или несколько дисциплин из других образовательных программ, реализуемых в Университете «Сириус».

8) Блок государственной итоговой аттестации

По результатам второго года обучения по программе студенты проходят государственную итоговую аттестацию в форме единого государственного экзамена, при успешном прохождении которой им выдается аттестат о среднем общем образовании.

9) Блок итоговой аттестации

Освоение программы завершается итоговой аттестацией студентов в формах междисциплинарного экзамена и выпускного квалификационного проекта, которая состоит из нескольких этапов.

Междисциплинарный экзамен входит в первый этап итоговой аттестации и проводится для студентов в начале 5-го курса обучения.

Междисциплинарный экзамен направлен на демонстрацию понимания сферы информационных технологий как системы, объединяющей инфраструктуру, программные решения, данные и системы защиты, и имеет прикладной характер.

Выпускной квалификационный проект входит во второй этап итоговой аттестации и завершает освоение программы.

Тематика выпускного квалификационного проекта формируется в соответствии с аналитическими и технологическими задачами технологических компаний-партнеров и призвана обеспечить широкий охват проблем в таких областях, как проектирование и управление ИТ-инфраструктурой, анализ и управление данными, проектирование и разработка сервисов, управление и формирование ИТ-политики. Выпускной квалификационный проект может быть представлен в виде технической или проектно-конструкторской документации, используемой в технологических компаниях, а также в виде технологического стартапа и др.

Выпускникам, выполнившим учебный план и успешно прошедшим итоговую аттестацию по программе, выдается диплом специалиста установленного Университетом образца.

Как поступить

К конкурсному отбору допускаются лица, получившие основное общее образование (окончившие 9 класс) в 2023-2024 годах.

Приоритетное зачисление

Порядок поступления лиц, имеющих право на прием без вступительных испытаний:

Вам необходимо подать заявление в личном кабинете абитуриента с 1 марта до 20 июля 2024 года:

Приложить документы в электронном формате:

  • Паспорт
  • СНИЛС
  • Фото 3х4
  • Аттестат с приложением (при отсутствии аттестата на даты подачи заявления - справка из школы, что вы являетесь учеником 9 класса, а после получения аттестата – внести данные и сканы в заявление)
  • Подтверждение индивидуальных достижений

Выгрузить сформированное системой заявление и согласие на обработку персональных данных, распечатать, подписать, фото/скан приложить в личный кабинет.

После этого заявление будет принято приёмной комиссией.

22 июля – публикация списка рекомендованных к зачислению.

Предоставить оригиналы документов до 31 июля 2024 года.

Ознакомиться со списком зачисленных на сайте 5 августа 2024 года.

Основной этап

Поступление на конкурсной основе по результатам вступительных испытаний (дистанционно):

Прием на обучение будет осуществляться на конкурсной основе по результатам вступительных испытаний – письменного экзамена и собеседования (с применением дистанционных технологий). Вступительные испытания пройдут до 29 июля 2024 года.

Для участия в конкурсе на поступление необходимо подать заявление в личном кабинете абитуриента до 18:00 мск 20 июля 2024 года.

1. Приложить документы в электронном формате:

  • Паспорт
  • СНИЛС
  • Фото 3х4
  • Аттестат с приложением (при отсутствии аттестата на даты подачи заявления - справка из школы, что вы являетесь учеником 9 класса, а после получения аттестата – внести данные и сканы в заявление).
  • Подтверждение индивидуальных достижений (при наличии).
  • Выгрузить сформированное системой заявление и согласие на обработку персональных данных, распечатать, подписать, фото/скан приложить в личный кабинет.

После проверки документов приемной комиссией вам необходимо выбрать даты в личном кабинете для прохождения письменного экзамена.

Если по итогам прохождения письменного экзамена вы набираете 40 баллов и более, вас приглашают на собеседование. Все экзамены проходят в дистанционном формате.

Найти себя в списках поступающих на сайте: 2 августа 2024 года – публикация списка рекомендованных к зачислению.
Предоставить оригинал документа об образовании в срок до 16 августа 2024 года включительно.

Ознакомиться со списком поступивших на сайте 20 августа 2024 года.

Программа вступительных испытаний

Расписание вступительных испытаний

Кабинет абитуриента

Информация по приему 2024 года

Узнать больше

ПАРТНЕРЫ

РУКОВОДИТЕЛИ

Как связаться с приемной комиссией

Официальный канал Приемной комиссии в Telegram

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ


Обратная связь

Для обеспечения удобства работы с сервисами данного сайта и поддержания высокого уровня их безопасности мы используем файлы cookie. Подробное описание используемых нами файлов cookie, порядке их отключения содержится в Политике конфиденциальности . Нажимая на кнопку «СОГЛАСЕН», Вы подтверждаете, что проинформированы об использовании cookies на нашем сайте, а также принимаете наши Политику конфиденциальности и Правила пользования сайтом.

Согласен