В Научно-технологическом университете «Сириус» стартовало новое направление – «Нейробиология устной и письменной речи при расстройствах развития». В рамках направления ученые изучат причины возникновения расстройств устной и письменной речи у детей. В течение первых трех лет ученые исследуют около 300 участников как с типичным, так и с атипичным развитием. Полученные данные помогут в разработке новых методик диагностики, предотвращения и коррекции расстройств развития устной и письменной речи у детей.
Речь не дана человеку с рождения, но формируется в процессе индивидуального развития организма. В первые месяцы жизни ребенок учится отделять звуки родного языка от других неречевых звуков, затем учится их повторять. Однако проходит довольно много времени, прежде чем он будет бегло говорить и понимать сложные речевые конструкции. В школе мы учимся соотносить звуки с буквами и слогами, которые являются единицами письменного языка – происходит формирование навыка чтения. От того, насколько успешно происходит восприятие слуховой и зрительной информации в раннем возрасте во многом зависит развитие речевых функций и навыков чтения в будущем. Поэтому ученым важно понять, что именно влияет на формирование этих навыков.
Ученые «Сириуса» будут изучать процессы, которые лежат в самой основе устной и письменной речи: сенсорные процессы, процессы интеграции слуховой и зрительной информации, статистическое научение. Эти процессы будут изучаться сразу на нескольких уровнях: генетическом, нейрофизиологическом и поведенческом. В качестве основного метода исследования специалисты будут использовать электроэнцефалографию (ЭЭГ) в сочетании с психологическими и языковыми методиками.
«Мы планируем записывать активность мозга в то время, когда человек обрабатывает информацию о внешнем мире. Особенно нас интересует, как мозг человека интегрирует информацию, поступающую по разным сенсорным каналам (например, через зрение, слух) и распределенную во времени. В большинстве случаев мы делаем это автоматически. Благодаря новым экспериментальным подходам, мы сможем приблизить ситуацию эксперимента к реальной жизни, а современные методы анализа данных позволят определить нейробиологические предпосылки развития устной и письменной речи у детей», – поясняет Ольга Сысоева, кандидат психологических наук и руководитель направления.
Основными участниками первого проекта направления, сфокусированного на механизмах сенсорной интеграции при формировании навыка чтения, станут дети в возрасте от 3 до 8 лет. Будут приглашены как дети с типичным развитием, так и с некоторыми особенностями развития – например, дети с нарушениями развития языка и речи, расстройствами аутистического спектра и другими. Кроме того, ученые проследят, как изменяются исследуемые показатели во времени и для этого будут собирать данные у одних и тех же участников несколько раз – ежегодно в течение трех лет. Всего за три года к исследованию привлекут около 300 детей. Исследование будет проходить на федеральной территории «Сириус», и в научных и образовательных центрах Москвы и регионов.
Это новый проект, однако у научной группы уже есть некоторый задел. Руководитель направления Ольга Сысоева успешно реализовывала проект по изучению нейрофизиологических особенностей научения у детей с Синдромом Ретта на базе Университета «Сириус» в рамках программы научного наставничества. В ходе работы над проектом был разработан целый комплекс экспериментальных методик, которые позволяют оценить особенности научения при нарушениях развития. Частично полученные данные будут использоваться и в новом проекте.
В результате работы будут выявлены мишени для ранней коррекции нарушений развития речевых функций, которые наблюдаются при различных вариантах атипичного развития. При участии специалистов-практиков полученные данные могут быть использованы для создания совершенно новых методик предотвращения и коррекции нарушений речевых и языковых функций у детей на раннем этапе развития.
Также в октябре в Университете «Сириус» пройдет Междисциплинарная научно-практическая конференция «Речь, грамотность, дислексия», на которой соберутся ученые, студенты, специалисты, родители, представители общественных организаций и государственных структур, заинтересованные в решении проблем дислексии, дисграфии, нарушений языка и речи, развития грамотности. Желающие принять участие могут отправить заявку на сайте Университета.