Новости

Ученые «Сириуса» изучают причины расстройств устной и письменной речи у детей
Ученые «Сириуса» изучают причины расстройств устной и письменной речи у детей
3 августа 2022

В Научно-технологическом университете «Сириус» стартовало новое направление – «Нейробиология устной и письменной речи при расстройствах развития». В рамках направления  ученые изучат причины возникновения  расстройств устной и письменной речи у детей. В течение первых трех лет ученые исследуют около 300 участников как с типичным, так и с атипичным развитием. Полученные данные помогут в разработке новых методик диагностики, предотвращения и коррекции расстройств развития устной и письменной речи  у детей.

Речь не дана человеку с рождения, но формируется  в процессе индивидуального развития организма. В первые месяцы жизни ребенок учится отделять звуки родного языка от других неречевых звуков, затем учится их повторять. Однако проходит довольно много времени, прежде чем он будет бегло говорить и понимать сложные речевые конструкции. В школе мы учимся соотносить звуки с буквами и слогами, которые являются единицами письменного языка – происходит формирование навыка чтения. От того, насколько успешно происходит восприятие слуховой и зрительной информации в раннем возрасте во многом зависит развитие речевых функций и навыков чтения в будущем. Поэтому ученым важно понять, что именно влияет на формирование этих навыков.

Ученые «Сириуса» будут изучать процессы, которые лежат в самой основе устной и письменной речи: сенсорные процессы, процессы интеграции слуховой и зрительной информации, статистическое научение. Эти процессы будут изучаться сразу на нескольких уровнях: генетическом, нейрофизиологическом и поведенческом. В качестве основного метода исследования специалисты будут использовать электроэнцефалографию (ЭЭГ) в сочетании с психологическими и языковыми  методиками. 

«Мы планируем записывать активность мозга в то время, когда человек обрабатывает информацию о внешнем мире. Особенно нас интересует, как мозг человека интегрирует информацию, поступающую по разным сенсорным каналам (например, через зрение, слух) и распределенную во времени. В большинстве случаев мы делаем это автоматически. Благодаря новым экспериментальным подходам, мы сможем приблизить ситуацию эксперимента к реальной жизни, а современные методы анализа данных позволят определить нейробиологические предпосылки развития устной и письменной речи у детей», – поясняет Ольга Сысоева, кандидат психологических наук и руководитель направления.

Основными участниками первого проекта направления, сфокусированного на механизмах сенсорной интеграции при формировании навыка чтения, станут дети в возрасте от 3 до 8 лет. Будут приглашены как дети с типичным развитием, так и с некоторыми особенностями  развития – например, дети с нарушениями развития языка и речи, расстройствами аутистического спектра и другими. Кроме того, ученые проследят, как изменяются исследуемые показатели во времени и для этого будут собирать данные у одних и тех  же участников несколько раз – ежегодно в течение трех лет. Всего за три года к исследованию привлекут около 300 детей. Исследование будет проходить   на федеральной территории «Сириус», и в научных и образовательных центрах Москвы и регионов.

Это новый проект, однако у научной группы  уже есть некоторый задел. Руководитель направления Ольга Сысоева успешно реализовывала проект по изучению нейрофизиологических особенностей научения у детей с Синдромом Ретта на базе Университета «Сириус» в рамках программы научного наставничества. В ходе работы над проектом был разработан целый комплекс экспериментальных методик, которые позволяют оценить  особенности научения при нарушениях развития. Частично полученные данные будут использоваться и в новом проекте.

В результате работы  будут выявлены мишени для ранней коррекции нарушений развития речевых функций, которые наблюдаются при различных вариантах атипичного  развития. При участии специалистов-практиков полученные данные могут быть использованы для создания совершенно новых методик предотвращения и коррекции нарушений речевых и языковых функций у детей на раннем этапе развития.

Также в октябре в Университете «Сириус» пройдет Междисциплинарная научно-практическая конференция «Речь, грамотность, дислексия», на которой соберутся ученые, студенты, специалисты, родители, представители общественных организаций и государственных структур, заинтересованные в решении проблем дислексии, дисграфии, нарушений языка и речи, развития грамотности. Желающие принять участие могут отправить заявку на сайте Университета.

Смотрите также:
13.11.2024
Ученые Университета «Сириус» вернулись из экспедиции по изучению арктических морей России
12.11.2024
Система менеджмента качества Лабораторного комплекса Университета «Сириус» соответствует мировым стандартам
Ученый Университета «Сириус» дополнил отечественное хранилище геномной информации данными более 5 тысяч экспериментов
07.11.2024
Сотрудник Университета «Сириус» написала научно-популярную книгу по биологии для детей
Ученые «Сириуса» разработали технологии изготовления трех препаратов от орфанных заболеваний
Ученые Университета «Сириус» создадут карту растений федеральной территории

Обратная связь

Для обеспечения удобства работы с сервисами данного сайта и поддержания высокого уровня их безопасности мы используем файлы cookie. Подробное описание используемых нами файлов cookie, порядке их отключения содержится в Политике конфиденциальности . Нажимая на кнопку «СОГЛАСЕН», Вы подтверждаете, что проинформированы об использовании cookies на нашем сайте, а также принимаете наши Политику конфиденциальности и Правила пользования сайтом.

Согласен