Университет «Сириус»

Нейробиология устной и письменной речи при расстройствах развития

О направлении

Основной задачей направления является многоуровневое исследование расстройств устной и письменной речи, начиная с генетического уровня через системные процессы в мозге к психической функции.  В результате будет построена целостная каузальная цепочка между нейробиологическими основами отдельных сенсорных и когнитивных процессов и восприятием устной и письменной речи при типичном и нарушенном развитии. 

Руководитель

Ольга Владимировна Сысоева

Кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Лаборатории высшей нервной деятельности человека Института Высшей нервной деятельности и нейрофизиологии Российской Академии Наук

sysoeva.ov@talantiuspeh.ru 

Описание проекта

Текущий проект направления направлен на изучение механизмов сенсорной интеграции в развитии устной и письменной речи и ее роли в период овладения навыков чтения с 3 до 8 лет. В частности, будут исследоваться:

  • влияние низкоуровневых пространственно-временных факторов на мультисенсорную интеграцию аудиальных и визуальных стимулов;
  • роль статистического научения при обработке уни- и мультимодальных стимулов (аудиальных, визуальных, аудиально-визуальных), в развитии (а)типичного чтения;
  • нейробиологические (например, электрофизиологические, гормональные, генетические) маркеры процессов временной и межмодальной интеграции информации как предикторы развития речевых функций;
  • общие и уникальные дефициты в декодировании слуховой и зрительной информации и ее интеграции, опосредующих трудности в языке и речи, при различных нарушениях развития у детской популяции: дислексии, нарушениях развития языка и речи, расстройствах аутистического спектра.

Актуальность

Речь не дана человеку с рождения, но развивается в онтогенезе. В первые месяцы жизни формируются репрезентации звуков (фонем) родного языка, и ребенок становится способен отделять их от других неречевых звуков и звуков в речи других и повторять, однако проходит еще довольно много времени, прежде чем он будет бегло говорить и понимать сложные речевые конструкты. С началом школьного периода ребенок учится соотносить фонемы с графемами, которые являются единицами письменного языка – происходит формирование навыка чтения. Особенности декодирования слуховой и зрительной информации, а также ее уни- и мультисенсорная интеграция являются предикторами развития и речевых функций, и навыков чтения.

Хотя множество авторов указывают на быструю динамику развития специализации мозговых систем для речевых функций в период от 3 до 8 лет (e.g., Bishop, 2000; Castles, Rastle & Nation, 2018), продольных исследований нейрофизиологических маркеров этих функций практически не существует. Также остается неясной удельная роль процедуральных, а также низкоуровневых нейрональных, когнитивных и перцептивных дефицитов в нарушениях речевых функций, и изменение этой роли в онтогенезе (Goswami, 2015). Более того, непонятно как схожие дефициты низкоуровневых процессов, опосредующие трудности в языке и речи при различных нозологиях, настолько по-разному фенотипически проявляются – в частности, при дислексии развития, при нарушениях развития языка и речи, при расстройствах аутистического спектра (Stevenson et al., 2011; Singh & Conway, 2021; Leider et al., 2019).

Научная и практическая значимость проекта

Данное исследование позволит определить процессы, которые могут быть использованы в качестве мишеней в ранней коррекции нарушений развития речевых функций, которые наблюдаются при многих траекториях нетипичного развития. Проект планируется в тесном сотрудничестве с общественной организации «Ассоциация Дислексии» и также будет включать в себя практический элемент по исследованию эффективности уни- и мультисенсорных тренингов для развития и терапии отклонений в устной и письменной речи. 

Ожидаемые результаты

В ходе проекта будут описаны отдельные сенсорные и когнитивные процессы, играющие ключевую роль в развитие устной и письменной речи. Эти процессы и их нейрофизиологические маркеры будут сгруппированы в так называемые психофизиологические профили, характеризующие разные траектории формирования речевой и языковой функций, будут выявлены предикторы различных видов нарушения устной и письменной речи, которые могут быть выявлены в предшкольный период. Полученные данные помогут в разработке новых методик диагностики, предотвращения и коррекции нарушений речевых и языковых функций.

 

Команда проекта

Татьяна Игоревна Логвиненко 

Старший специалист

Анна Борисовна Ребрейкина 

Научный сотрудник

Дарья Георгиевна Костанян 

Младший научный сотрудник

Марина Игоревна Пашко 

Координатор научной группы