Университет «Сириус»

Нейробиология устной и письменной речи при расстройствах развития

О направлении

Основной задачей направления является многоуровневое исследование расстройств устной и письменной речи, начиная с генетического уровня через системные процессы в мозге к психической функции.  В результате будет построена целостная каузальная цепочка между нейробиологическими основами отдельных сенсорных и когнитивных процессов и восприятием устной и письменной речи при типичном и нарушенном развитии. 

О направлении

Руководитель

Ольга Владимировна Сысоева

Ольга Владимировна Сысоева

Кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Лаборатории высшей нервной деятельности человека Института Высшей нервной деятельности и нейрофизиологии Российской Академии Наук

sysoeva.ov@talantiuspeh.ru 

Описание проекта

Текущий проект направления направлен на изучение механизмов сенсорной интеграции в развитии устной и письменной речи и ее роли в период овладения навыков чтения с 3 до 8 лет. В частности, будут исследоваться:

  • влияние низкоуровневых пространственно-временных факторов на мультисенсорную интеграцию аудиальных и визуальных стимулов;
  • роль статистического научения при обработке уни- и мультимодальных стимулов (аудиальных, визуальных, аудиально-визуальных), в развитии (а)типичного чтения;
  • нейробиологические (например, электрофизиологические, гормональные, генетические) маркеры процессов временной и межмодальной интеграции информации как предикторы развития речевых функций;
  • общие и уникальные дефициты в декодировании слуховой и зрительной информации и ее интеграции, опосредующих трудности в языке и речи, при различных нарушениях развития у детской популяции: дислексии, нарушениях развития языка и речи, расстройствах аутистического спектра.

Актуальность

Речь не дана человеку с рождения, но развивается в онтогенезе. В первые месяцы жизни формируются репрезентации звуков (фонем) родного языка, и ребенок становится способен отделять их от других неречевых звуков и звуков в речи других и повторять, однако проходит еще довольно много времени, прежде чем он будет бегло говорить и понимать сложные речевые конструкты. С началом школьного периода ребенок учится соотносить фонемы с графемами, которые являются единицами письменного языка – происходит формирование навыка чтения. Особенности декодирования слуховой и зрительной информации, а также ее уни- и мультисенсорная интеграция являются предикторами развития и речевых функций, и навыков чтения.

Хотя множество авторов указывают на быструю динамику развития специализации мозговых систем для речевых функций в период от 3 до 8 лет (e.g., Bishop, 2000; Castles, Rastle & Nation, 2018), продольных исследований нейрофизиологических маркеров этих функций практически не существует. Также остается неясной удельная роль процедуральных, а также низкоуровневых нейрональных, когнитивных и перцептивных дефицитов в нарушениях речевых функций, и изменение этой роли в онтогенезе (Goswami, 2015). Более того, непонятно как схожие дефициты низкоуровневых процессов, опосредующие трудности в языке и речи при различных нозологиях, настолько по-разному фенотипически проявляются – в частности, при дислексии развития, при нарушениях развития языка и речи, при расстройствах аутистического спектра (Stevenson et al., 2011; Singh & Conway, 2021; Leider et al., 2019).

Научная и практическая значимость проекта

Данное исследование позволит определить процессы, которые могут быть использованы в качестве мишеней в ранней коррекции нарушений развития речевых функций, которые наблюдаются при многих траекториях нетипичного развития. Проект планируется в тесном сотрудничестве с общественной организации «Ассоциация Дислексии» и также будет включать в себя практический элемент по исследованию эффективности уни- и мультисенсорных тренингов для развития и терапии отклонений в устной и письменной речи. 

Ожидаемые результаты

В ходе проекта будут описаны отдельные сенсорные и когнитивные процессы, играющие ключевую роль в развитие устной и письменной речи. Эти процессы и их нейрофизиологические маркеры будут сгруппированы в так называемые психофизиологические профили, характеризующие разные траектории формирования речевой и языковой функций, будут выявлены предикторы различных видов нарушения устной и письменной речи, которые могут быть выявлены в предшкольный период. Полученные данные помогут в разработке новых методик диагностики, предотвращения и коррекции нарушений речевых и языковых функций.

 

Команда проекта

Татьяна Игоревна Логвиненко 

Старший специалист

Анна Борисовна Ребрейкина 

Научный сотрудник

Дарья Георгиевна Костанян 

Младший научный сотрудник

Марина Игоревна Пашко 

Координатор научной группы

Антон Олегович Рогачев 

Младший научный сотрудник

Полина Алексеевна Павлова 

Младший научный сотрудник