Как ритм может помочь детям с дислексией: рассказывает ученый и музыкант

9 сентября 2022

Как ритм может помочь детям с дислексией: рассказывает ученый и музыкант

Как ритм может помочь детям с дислексией: рассказывает ученый и музыкант

В странах мира насчитывается 10-15% детей, которые столкнулись с нарушениями устной и письменной речи. К ним относят и расстройства чтения. Помочь читать может музыка — ритмическая стимуляция. О влиянии ритма на чтение нам рассказал аспирант Университета «Сириус» Максим Маркевич — яркий пример синтеза науки и искусства, лежащего в основе проектов «Сириуса». 

Музыка — спутник в жизни

Максим вырос в медицинской семье, в школе хорошо ладил с естественными науками. Интересовался поведением человека. Поступил на факультет психологии в Ярославский государственный университет, где изучал, как человек решает творческие задачи. С 15 лет Максим сочиняет музыку и главным для него всегда был ритм. В Ярославском  музыкальном колледже он учился параллельно с получением степени магистра. Максим считает, что образование в области психологии помогло ему в композиции: «Композитор должен развиваться в разных сферах, он должен масштабно мыслить, уметь обобщать, синтезировать информацию. Это и создает возможность понять современный мир  и выразить его в музыке».

Через музыку — к звездам

На программу по когнитивной психологии в аспирантуру Университета «Сириус» Максима привела музыка. В 2021 году на фестивале «Таврида-Арт» композитор Кузьма Бодров рассказал о своей работе  в образовательном центре «Сириус». Максим начал искать программы по музыке, а нашел по когнитивным наукам. В то время Максим как раз выбирал аспирантуру, и все сложилось. 

В аспирантуре музыка никуда не исчезла из жизни Максима. Он участвовал в XV Зимнем международном фестивале искусств Юрия Башмета в Сочи, где завоевал второе место. Фортепианное трио его сочинения исполняли музыканты из Москвы. По словам исследователя, это было особенное выступление: «Меня поразило, что они успели выучить столько около 20 технически сложных произведений. Они действительно большие профессионалы, ведь у нас была всего лишь одна репетиция и после этого мое произведение уже было на сцене. Я доволен тем, как они поняли идею и как ее показали».

Музыка — тоже язык

В аспирантуре Университета «Сириус» Максим участвует в проекте по исследованию чтения и понимания прочитанного с точки зрения поведения, психофизиологии и генетики. Научная группа хочет понять причины большого разрыва по успеваемости в чтении между школьным и подростковым возрастом. Результаты проекта помогут разработать новые образовательные методики направленные на помощь детям, которые испытывают трудности в чтении.

«Музыка — своеобразный язык. Есть ряд корреляционных исследований, которые показывают, что музыкальные способности  связаны с лингвистическими способностями. Я изучаю то, как музыка может влиять на языковые процессы. Специфично ли ее влияние для определенной модальности (зрительной или слуховой) и типа задачи (лингвистическая или нелингвистическая)? Это один из вопросов на который я ищу ответ  в рамках систематического обзора литературы и проводя исследование о влиянии слухового ритмического прайминга на грамматические суждения», — поясняет Максим. В результате работы ученые смогут понять механизмы чтения и помочь детям с трудностями в чтении — например, создать упражнения или игровые приложения.

Чтение в ритме музыки как проходит исследование

Участник читает предложения, которые могут быть либо грамматически верными (напр.: со стола упала, разбившись вдребезги, тарелка), либо грамматически неверными (напр.: по пруду плыл, громко крякая, утка), и ему необходимо принять решение о правильности этих предложений. Такой тип задания называют — задачей на грамматические суждения.

Предложения появляются в режиме self-paced, то есть участнику необходимо в самостоятельном, свободном темпе нажимать на кнопку, чтобы увидеть следующее слово в  предложении, а затем принять решение — было ли предложение грамматически правильным. 

Перед каждым блоком предложений участнику предлагается прослушать ритмические стимулы, а затем  продолжить выполнение задания. Таким образом, исследователь сможет посмотреть влияние ритмического прайминга на грамматические суждения на поведенческом (точность и скорость выполнения задачи) и на психофизиологическом уровне (данные ЭЭГ).

Предыдущие исследования, которые проводились учеными Франции и Венгрии показали, что именно ритм с ясной метрической и темповой структурой способен улучшать выполнение задачи на грамматические суждения и увеличивать активность  компонента P600 — пик электрической активности мозга, который возникает при прослушивании или чтении грамматических ошибок и других синтаксических аномалий.

Однако, исследования проводились только в рамках слуховой модальности, где предложения предъявлялись в виде аудио. Максим  впервые проводит исследование в рамках межмодальной парадигмы, где предложения предъявляются в виде текста, а ритмические стимулы аудиально, также это исследование впервые проводится с использованием русского языка.

Исследователь проводит параллели и с музыкой, которая окружает нас в обычной жизни: «Например, мелодии , которые становятся популярными, так скажем “застревают” в нашем сознании, обладают в первую очередь специфичным ритмическим рисунком, а звуковысотность играет меньшую роль. Хорошая музыкальная тема, это та которую мы можем простучать и тут же узнать!».

То, что ты делаешь сегодня, влияет на твое завтра

В ближайших планах — представить результаты пилотного исследования на конференции «Речь грамотность дислексия», которая пройдет в Университете «Сириус» в октябре этого года. Также необходимо написать статью по результатам пилотного исследования. Вместо того чтобы думать, что будет через пять лет, Максим сосредоточен на моменте: «Очень многое зависит от достижений работы сейчас. Результаты текущей работы влияют на будущее, надо использовать возможности. Знакомства, общение с другими учеными — все это и создает твое будущее, появляются новые идеи, проекты, ты в них начинаешь работать и реализовываться». О формальных достижениях он не задумывается. Для Максима важнее и в музыке, и в науке — взаимодействие с миром: «Идеал работы — когда все, что ты делаешь, становится кому-то нужным».

Если вы тоже изучаете чтение, и заинтересованы в решении проблем дислексии, дисграфии, нарушений языка и речи, развития грамотности, приглашаем вас на Междисциплинарную научно-практическую конференцию «Речь, грамотность, дислексия», которая пройдет с 17 по 19 октября в Университете «Сириус». Заявки принимаем онлайн — до 25 сентября.

 

Материал подготовлен Алисой Велиной, студенткой Высшей школы экономики.