Октябрь – международный месяц осведомленности о дислексии. По разным данным, симптомы дислексии наблюдаются в среднем у 15% населения. В рамках этого месяца в Университете «Сириус» состоялась Междисциплинарная научно-практическая конференция «Речь, грамотность, дислексия», направленная на решение проблем дислексии, дисграфии и нарушений языка и речи. Кроме того, ученые исследуют причины расстройств устной и письменной речи у детей в рамках проекта «Нейробиология устной и письменной речи при расстройствах развития».
В России очень важно повышать уровень осведомленности о существовании этих проблем, она все еще очень низкая. Вместе с учеными Центра когнитивных исследований собрали самое важное об этом нарушении, чтобы как можно большее число людей об этом знали. Необходимо понимать, что многообразие типологий развития – это не минус, а преимущество общества. Важно давать возможность реализовать это многообразие и эксперты «Сириуса» прикладывают максимум усилий для этого.
Что такое дислексия?
Дислексия, как и другие неспособности к обучению вроде дискалькулии и дисграфии, связаны с особенностями структуры и функционирования головного мозга и «коренятся» в особенностях генома. Мы часто слышим, что дислексия – это неожиданные трудности в навыках чтения, которые не соответствует уровню интеллектуального развития или другим академическим навыкам. Однако, в наиболее свежих международных руководствах (ICD-11, DSM-V) дислексия понимается как трудности с правильным или беглым чтением, которые являются устойчивыми, несмотря на предоставление более интенсивного обучения чтению в течение продолжительного времени (6 месяцев). В реальности, дислексия может сопровождаться как высоким, так и низким интеллектом, сильной и низкой мотивацией.
Насколько это аспространенна дислексии?
Данные разнятся в зависимости от того, как именно её оценивать. По данным Европейской ассоциации дислексии, процент людей с дислексией по всему миру равен 9-12%, а по данным Международной ассоциации дислексии, отдельные симптомы дислексии наблюдаются у 17-23% населения. Это значит, что в каждом классе в среднем, есть пару человек с этими симптомами. В России научных исследований распространенности дислексии не проводились. Непосредственно проблемой является не столько широкое распространение расстройства, но недостаточная осведомленность о дислексии как среди населения в целом, так и среди педагогов.
Какие последствия дислексии?
Люди с проблемами чтения сталкиваются с огромными трудностями при обучении. Например, с неспособностью накапливать знания и получать информацию. Часто оставаясь недиагностированной, дислексия становится причиной стигматизации в детском и взрослом возрасте. Из-за этого у человека может падать самооценка, пропадать мотивация к обучению, а его природные таланты рискуют остаться нераскрытыми. Такие трудности часто разочаровывают и снижают шансы на успех в учебе и жизни, если не предпринимать определенных действий.
Самые ранние признаки дислексии
Формально дислексия диагностируется только после начала обучения грамоте в школе, то есть не раньше первого класса. Однако есть признаки, которые сигнализируют о повышенном риске возникновения этого расстройства:
Можно ли «перерасти» дислексию?
Дислексию нельзя «перерасти», так как дислексия – это не задержка в развитии, а пожизненная нейробиологическая особенность здоровья. Мозг людей с дислексией структурно и функционально отличается. При должной поддержке педагогов и близких сильные стороны и потенциал можно развить до высокого уровня в любом возрасте, однако ранняя помощь и обучение наиболее эффективны.
Для каких языков характерна дислексия?
Дислексия встречается у людей вне зависимости от того, какой письменностью они пользуются. Однако тип письменности может влиять на характерные симптомы. Например, в английском языке, у детей с дислексией наиболее вероятно будут трудности и с правильностью чтения, и с беглостью. А в русском языке наиболее ярко будут выражены проблемы с беглостью и правописанием. Это связано с тем, что, например, в английском и арабском, часто нет прямого соответствия между звуками и буквами. А в русском, итальянском и финском – напротив, соотношение между буквами и звуками довольно понятное, и даже ребенок с дислексией, будет читать слова правильно, но может делать это медленно, а также испытывать трудности с пониманием и письмом.
Всегда ли дислексия и дисграфия идут вместе?
Дисграфия может возникать отдельно или в сочетании с дислексией. У детей с дисграфией главным образом наблюдаются нарушения почерка и/или правописания. Причины дисграфии могут быть связаны с трудностями сохранять написанные слова в рабочей памяти, а также с планированием последовательных движений пальцев при написании слов. Дисграфия, в отличие от дислексии, не всегда связана с языковыми трудностями. Нередко дисграфия характеризуется нарушениями мелкой моторики, что не является признаком дислексии.
Можно ли стать успешным с дислексией?
Среди известных ученых, деятелей искусства, предпринимателей, актеров и писателей немало тех, кому нарушение способности к овладению навыками чтения и письма не помешало добиться выдающихся результатов в своей области. Среди них – Владимир Маяковский, Альберт Эйнштейн, Ганс Христиан Андерсен, Агата Кристи, Джексон Поллок, Стив Джобс.