Университет «Сириус»

Новости

В «Сириусе» ведущие эксперты обсудят решения проблем нарушений языка и речи в детском возрасте

18 октября

В Научно-технологическом университете «Сириус» стартовало масштабное мероприятие Междисциплинарная научно-практическая конференция «Речь, грамотность, дислексия». Она объединила в «Сириусе» около 400 студентов и молодых ученых, специалистов и исследователей, представителей родительского сообщества и НКО, еще более пяти тысяч участников присоединились к событию онлайн. На конференции эксперты обсудят решения проблем дислексии, дисграфии и нарушений языка и речи. По итогу мероприятия будут сформированы условия для внедрения научно обоснованных подходов в реальную практику учреждений, оказывающих помощь детям с нарушениями устной и письменной речи. Мероприятие стартовало в рамках международного месяца дислексии, символом которого является красный цвет.

По данным мировых научных исследований, 10-15% детей в разных странах испытывают трудности в обучении. При этом когнитивный потенциал таких ребят с дислексией и дисграфией может быть очень велик. Для России очень важно не потерять его. Необходимо консолидировать опыт ведущих ученых, чтобы создать такие условия обучения, которые позволят детям реализовать свои таланты, состояться, получить профессию и добиться успеха. Для этого нужно объединить усилия научного сообщества, педагогов, социальных работников и родителей. Именно поэтому конференция в «Сириусе» объединила не только ученых с мировым именем, но и специалистов, непосредственно работающих с ребятами, а также родителей детей с атипичным развитием языка и речи. Кроме того, среди участников множество студентов и молодых исследователей, которые выступят с докладами и смогут инициировать дискуссии по их научным и практическим наработкам в данной области. Организаторами конференции выступили Образовательный Фонд «Талант и успех» и Научно-технологический университет «Сириус».

На открытии мероприятия руководитель Образовательного Фонда «Талант и успех», Председатель Программного комитета конференции Елена Шмелева отметила, что Центр когнитивных исследований Университета «Сириус», который является инициатором мероприятия, уделяет особое внимание детям с особенностями развития, их адаптации в обществе и раскрытии их конструктивного потенциала. Она подчеркнула, что уже сегодня «Сириус» обладает накопленным опытом, высоким уровнем экспертизы и возможностью обобщить весь методический материал для передачи его регионам России. На конференции собрались специалисты, которые внедряют этот опыт в свои образовательные программы. Закон об инклюзии позволяет комплексно заниматься этой темой как на исследовательском, так и на практическом уровне. И «Сириус» будет признателен каждому выступающему за рекомендации, которые помогут еще глубже подойти к решению этой задачи.

В обществах знаний навыки чтения, письма, коммуникативные способности имеют ключевое значение для успешности в учебной и профессиональной жизни, а различные типы трудностей в обучении и речи неблагоприятны и для отдельного человека, и для целых экономик. 

Научным сообществом накоплен впечатляющий массив данных о нейробиологических, генетических и когнитивных основах языка, устной и письменной речи, их расстройствах, а также принципах диагностики. Кроме того, специалисты психолого-педагогического сопровождения имеют большой опыт помощи детям с речевыми нарушениями, дислексией, дисграфией и другими трудностями в обучении. И главная цель конференции – объединить науку и практику, найти новые решения проблем речи и грамотности. Об этом в своем выступлении говорила Елена Григоренко, доктор психологических наук, PhD, и. о. директора Научного центра когнитивных исследований Университета «Сириус».

«С особой радостью приветствую экспертов, специалистов и молодых ученых этого непростого поля изучения трудностей в обучении, соратников по этой борьбе с проблемами ди- (дислексии, дисграфии и дискалькулии), которые сегодня здесь собрались. В России очень важно повышать уровень осведомленности о существовании этих проблем, она все еще очень низкая. Нам не хватает как разрабатываемых, так и применяемых подходов, которые эмпирически доказаны. Сегодня педагоги в школах обладают самым обширным опытом работы с абсолютно разными ребятами – важно собрать эти знания, записать и систематизировать. И самое главное – необходимо понимать, что многообразие типологий развития – это не минус, а преимущество общества. Реализовать это многообразие и дать возможность выразиться всем этим людям – наша главная задача как специалистов и преподавателей», – сказала Елена Леонидовна.

В программе конференции как серьезные научные доклады о дислексии, нейробиологии речи, так и дискуссии о методах диагностики, подходах к образованию, а также мастер-классы и круглые столы по актуальным вопросам. Запланированы встреча с создателями фильмов про дислексию и открытый кинопоказ одного из них. Будет и открытая общественная лекция для жителей федеральной территории «Сириус».

Свои доклады представят более 60 ведущих ученых и специалистов-практиков, в их числе: Елена Григоренко, доктор психологических наук, и. о. директора Научного центра когнитивных исследований Университета «Сириус», профессор Йельского и Хьюстонского университетов, профессор Медицинского колледжа Бейлора; Джулиан Эллиот, профессор психологии образования и директор колледжа Коллингвуд Даремского университета; Джек Флетчер, заслуженный профессор факультета психологии Хьюстонского университета; Ольга Драгой, доктор филологических наук, профессор, директор Центра языка и мозга НИУ «ВШЭ»; Мария Воейкова, доктор филологических наук, заведующая отделом теории грамматики Института лингвистических исследований РАН; Александр Корнев, доктор психологических наук, заведующий лабораторией нейрокогнитивных технологий СПбГПМУ и другие.

«Мы очень рады получить такой огромной отклик на нашу конференцию со всех уголков России. Из более 1 000 заявок мы отобрали лучших, и все они здесь. У нас более 300 участников и 60 приглашенных спикеров. Мы создали платформу для общения экспертов из разных областей, объединенных целью разобраться в причинах атипичных траекторий развития языка и речи и способствовать поднятию уровня осведомленности о существующих проблемах и путях их решений», – говорит Ольга Сысоева, кандидат психологических наук и руководитель направления «Нейробиология устной и письменной речи при расстройствах развития» Научного центра когнитивных исследований Университета «Сириус».

Ученые Университета «Сириус» вносят ощутимый вклад в преодоление проблем речи и грамотности. Так, специалисты Центра когнитивных исследований изучают причины расстройств устной и письменной речи у детей в рамках проекта «Грамотность как основа экономики знаний». Полученные результаты ученые совместно со специалистами-практиками планируют использовать для создания совершенно новых методик предотвращения и коррекции нарушений речевых и языковых функций у детей на раннем этапе развития. О полученных учеными «Сириуса» результатах на конференции расскажут руководитель направления «Нейробиология устной и письменной речи при расстройствах развития» Ольга Сысоева и молодые исследователи этой научной команды.