О проекте
Проект «Грамотность как основа экономики знаний» посвящен изучению основ и механизмов способностей к чтению, в частности – навыка понимания прочитанного. Исследование проходит на большой выборки подростков с разным уровнем способности к чтению с помощью поведенческих, психофизиологических и генетических методов.
Исследование предполагает оценку процессов чтения на разных уровнях: (часть 1) когнитивно-поведенческом (опросники и тесты), (часть 2) нейрофизиологическом (запись электроэнцефалограммы), (часть 3) генетическом (взятие образца слюны).
ПРОЦЕДУРА ИССЛЕДОВАНИЯ
Часть 1. Когнитивно-поведенческие методы
В первой части исследования участник (ребёнок) проходит тестирование когнитивных и языковых способностей. Член исследовательской группы предлагает участнику выполнить задания, связанные с навыками грамотности (например, прочитать или написать отдельные слова), языковыми способностями (например, выбрать картинку по описанию или найти ошибку в предложении), вниманием и памятью, визуальным восприятием. Длительность около 2-х часов.
Часть 2. Нейрофизиологические методы
Во второй части исследования мы проводим регистрацию электрической активности мозга с помощью электроэнцефалографии (ЭЭГ) – безболезненного и безопасного метода. В течение этого времени участник находится перед монитором, на экране которого демонстрируется слова, картинки, видеоролики. Задача участника – внимательно смотреть на экран и выполнять простые задания (закрывать глаза по просьбе экспериментатора, нажимать на кнопки). Регистрация активности мозга проводится с помощью специального набора электродов. Они закреплены на эластичной шапочке, и под каждый электрод мы поместим небольшое количество геля (для обеспечения контакта с кожей). Используемое нами электрофизиологическое оборудование сертифицировано в России и соответствует международным стандартам безопасности. Длительность около 3-х часов.
Часть 3. Генетические методы
В третьей части исследования мы просим участника сдать образец слюны для генетического анализа. Генетический анализ будет проводится для углубленного понимания причин индивидуальных различий по чтению, так как генетический фактор может быть связан с вариативностью индивидуальных показателей по чтению и с эффективностью того или иного вмешательства, направленного на облегчение овладением навыка чтения.
Слюна может быть использована только для научных проектов по данной теме. Полученные генетические данные будет анонимно проанализированы нами и сопоставлены с другими результатами исследования. Информированное согласие на забор, хранение и использование образца слюны получается на дополнительном бланке. Длительность сбора образца составляет 5-10 минут.