Университет «Сириус»

Проект «Грамотность как основа экономики знаний»

Проект «Грамотность как основа экономики знаний» посвящен изучению основ и механизмов способностей к чтению, в частности – навыка понимания прочитанного. Планируется исследование большой выборки подростков с разным уровнем способности к чтению с помощью поведенческих, психофизиологических и генетических методов. Кроме того, будет создана обучающая мобильная игра для развития понимания прочитанного и выработаны практические рекомендации для помощи детям, которые испытывают трудности в чтении.

Руководитель научного направления:
ГРИГОРЕНКО ЕЛЕНА ЛЕОНИДОВНА

Руководитель направления «Порождение, передача и приобретение знаний», доктор психологических наук, профессор Йельского университета (Нью-Хейвен, Коннектикут, США), профессор университета Хьюстона (Хьюстон, Техас, США), профессор факультета молекулярной генетики и генетика человека и факультета педиатрии Медицинского колледжа Бейлора (Хьюстон, Техас, США), ведущий научный сотрудник Haskins Laboratories Inc (Нью-Хейвен, Коннектикут, США), руководитель Лаборатории междисциплинарных исследований развития человека, СПбГУ (Санкт-Петербург, Россия), ведущий научный сотрудник Центра прикладных психолого-педагогических исследований МГППУ (Москва, Россия). Одним из ключевых профессиональных достижений Григоренко является разработка и адаптация в России психометрических инструментов для оценки познавательной деятельности, развития языка и речи. 

Научные интересы: развитие ребенка, диагностика, этиология и терапия аутизма, трудности в обучении, нарушения развития языка и речи, делинквентность.

Проект направления:

Исследование основ и механизмов способности к пониманию прочитанного
Ожидаемые результаты: 1) понимание причин снижения успешности в тестах грамотности, которое наблюдается у российских подростков в период с 4 по 8 класс; 2) уникальные междисциплинарные наборы данных, собранные на уровнях поведения, мозга и генов, для информирования международного научного сообщества об основах, связях и механизмах понимания прочитанного.

Проект по разработке эффективных практик обучения детей чтению
Ожидаемые результаты: 1) создание цифровой платформы для развития навыков декодирования и понимания прочитанного; 2) разработка научных основ и способов обучения понимаю прочитанного российских школьников.