Университет «Сириус»

Грамотность как основа экономики знаний: нейронаучный подход

О проекте

Проект «Грамотность как основа экономики знаний» посвящен изучению основ и механизмов способностей к чтению, в частности – навыка понимания прочитанного. Планируется исследование большой выборки подростков с разным уровнем способности к чтению с помощью поведенческих, психофизиологических и генетических методов. Кроме того, будет создана обучающая мобильная игра для развития понимания прочитанного и выработаны практические рекомендации для помощи детям, которые испытывают трудности в чтении.

Исследование предполагает оценку процессов чтения на разных уровнях: (часть 1) когнитивно-поведенческом (опросники и тесты), (часть 2) нейрофизиологическом (запись электроэнцефалограммы), (часть 3) генетическом (взятие образца слюны). В дальнейшем, участникам первого этапа может быть предложено участие во втором этапе исследовательского проекта (апробация цифровой игры для развития навыков чтения). Ниже представлена информация об основном, первом этапе исследования.

 

ПРОЦЕДУРА ИССЛЕДОВАНИЯ

Часть 1. Когнитивно-поведенческие методы

В первой части исследования участник (ребёнок) проходит тестирование когнитивных и языковых способностей. Член исследовательской группы предложит участнику выполнить задания, связанные с навыками грамотности (например, прочитать или написать отдельные слова), языковыми способностями (например, выбрать картинку по описанию или найти ошибку в предложении), вниманием и памятью, визуальным восприятием. Длительность около 2-х часов.

Часть 2. Нейрофизиологические методы

Во второй части исследования мы проведем регистрацию электрической активности мозга с помощью электроэнцефалографии (ЭЭГ) – безболезненного и безопасного метода. В течение этого времени участник будет сидеть перед монитором, на экране которого будут демонстрироваться слова, картинки, видеоролики. Задача участника – внимательно смотреть на экран и выполнять простые задания (закрывать глаза по просьбе экспериментатора, нажимать на кнопки). Регистрация активности мозга проводится с помощью специального набора электродов. Они закреплены на эластичной шапочке, и под каждый электрод мы поместим небольшое количество геля (для обеспечения контакта с кожей). Используемое нами электрофизиологическое оборудование сертифицировано в России и соответствует международным стандартам безопасности. Длительность около 3-х часов.

Часть 3. Генетические методы

В третьей части исследования мы попросим участника сдать образец слюны для генетического анализа. Генетический анализ будет проводиться для углубленного понимания причин индивидуальных различий по чтению, так как генетический фактор может быть связан с вариативностью индивидуальных показателей по чтению и с эффективностью того или иного вмешательства, направленного на облегчение овладением навыка чтения.

Слюна может быть использована только для научных проектов по данной теме. Полученные генетические данные будет анонимно проанализированы нами и сопоставлены с другими результатами исследования. Информированное согласие на забор, хранение и использование образца слюны получается на дополнительном бланке. Длительность сбора образца составляет 5-10 минут.

 

УСЛОВИЯ УЧАСТИЯ

Конфиденциальность:

Вся собранная информация конфиденциальна и будет доступна только членам исследовательской группы. Всем участникам исследования приписываются идентификационные номера, которые вводятся в защищенную паролем и зашифрованную компьютерную базу данных. Данные исследования в обобщенном виде будут представлены в научных публикациях и на конференциях и не будут содержать идентифицирующей информации участников.

Добровольность участия:

Участие является полностью добровольным. Участие ребенка возможно только с письменного информированного согласия его законных представителей. Каждому ребенку также будет предоставлена информация о том, что его участие является добровольным. В случае устного отказа ребенка от участия, исследование проводиться не будет.

 

КОМАНДА ПРОЕКТА

Татьяна Игоревна Логвиненко 

Руководитель научной группы

Анна Борисовна Ребрейкина

Кандидат биологических наук, научный сотрудник

Анастасия Владимировна Стрельцова 

Младший научный сотрудник

Александра Алехандровна Берлин-Хенис 

Младший научный сотрудник

Максим Олегович Маркевич 

Младший научный сотрудник

Елена Юрьевна Семенова 

Младший научный сотрудник

Дарья Георгиевна Костанян 

Младший научный сотрудник

Яна Владимировна Скляр 

Младший специалист

Марина Игоревна Пашко 

Координатор научной группы

 

КОНТАКТЫ

Узнать подробности о проекте и записаться на исследование можно через Марину Пашко, координатора научной группы:  
+7 (938)-493-46-01pashko.mi@talantiuspeh.ru.

Руководитель

Елена Леонидовна Григоренко

Елена Леонидовна Григоренко

Доктор психологических наук, PhD, и.о. директора Научного центра когнитивных исследований, руководитель направлений «Порождение, передача и приобретение знаний» и «Расстройства аутистического спектра: наука и практика»

Профессор Йельского университета, профессор университета Хьюстона, профессор факультета молекулярной генетики и генетика человека и факультета педиатрии Медицинского колледжа Бейлора, главный научный сотрудник междисциплинарных исследований развития человека СПбГУ, ведущий научный сотрудник Центра прикладных психолого-педагогических исследований МГППУ

grigorenko.el@talantiuspeh.ru 

Научная и практическая значимость проекта

Цель проекта – раскрыть причины несоответствия показателей успеваемости в чтении между ранним школьным и подростковым возрастом у российских детей̆ с помощью поведенческих, психофизиологических и генетических методов. В рамках проекта планируется разработка образовательных стратегий и технологий для детей и подростков, испытывающих трудности с чтением.

Основные исследовательские вопросы:

  1. Какую роль играет фонологическое декодирование слов в (не)способности к чтению в подростковом возрасте?
  2. Какие другие (помимо декодирования) психические процессы характеризуют лиц с «очень хорошим» и «слабым» пониманием прочитанного?
  3. В какой степени «понимание» представляет собой общий процесс как для чтения, так и для и восприятия устной речи?

Значимость научно-исследовательского проекта:

Во-первых, поскольку понимание прочитанного это основной навык для вхождения на современный рынок труда и достижения на нем успеха (особенно в экономиках знаний), принципиально важно понять, что происходит с формированием необходимых навыков между 4 и 8 классами, и как российские подростки оказываются "позади самих себя" при замедлении развития навыков чтения и сильном отставании от своих сверстников из других стран. Во-вторых, в предполагаемой работе рассматривается понимание прочитанного, однако предполагается сбалансированный подход к навыкам на уровне слова и на уровне текста, как в статическом, так и в динамическом плане. В-третьих, работа основывается на интегративном подходе к пониманию прочитанного с проведением когнитивно-поведенческой оценки понимания прочитанного и изучением основ понимания прочитанного в мозге и геноме. Таким образом, предлагаемый проект имеет большое фундаментальное значение для научной литературы на международном уровне, так и имеет важное прикладное значение на национальном уровне.