Механизмы сенсорной интеграции в развитии устной и письменной речи

О проекте

Целью проекта является изучение механизмов сенсорной интеграции и их роли в развитии устной и письменной речи у детей в возрасте от 3 до 8 лет, периоде активного развития речи и начала обучения чтению.

Срок реализации проекта: 2022 - 2025 гг.


ПРОЦЕДУРА ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование многоуровневое и разбивается на два-три дня:

Планируется для каждого ребенка обследования с интервалом около года для отслеживания динамики его развития.



Актуальность проекта

Речь не дана человеку с рождения, но развивается в онтогенезе. В первые месяцы жизни формируются репрезентации звуков (фонем) родного языка, и ребенок становится способен отделять их от неречевых звуков и звуков речи на других языках, учится их повторять, однако проходит еще довольно много времени, прежде чем он будет бегло говорить и понимать сложные речевые конструкты. С началом школьного периода ребенок учится соотносить звуки с буквами (графемами), которые являются единицами письменного языка – происходит формирование навыка чтения. Особенности декодирования слуховой и зрительной информации, а также ее уни- и мультисенсорная интеграция являются предикторами развития и речевых функций, и навыков чтения.

Хотя множество авторов указывают на быструю динамику развития специализации мозговых систем для речевых функций в период от 3 до 8 лет (e.g., Bishop, 2000; Castles, Rastle & Nation, 2018), продольных  исследований, отслеживающих возрастные изменения нейрофизиологических маркеров этих функций на протяжении нескольких лет у одного и того же ребенка,  практически не существует. Также остается неясной удельная роль процедуральных, а также нейрональных, когнитивных и перцептивных дефицитов в нарушениях речевых функций, и изменение этой роли в онтогенезе (Goswami, 2015). Более того, непонятно как схожие дефициты низкоуровневых процессов, опосредующие трудности в языке и речи при различных нозологиях, настолько по-разному фенотипически проявляются – в частности, при дислексии развития, при нарушениях развития языка и речи, при расстройствах аутистического спектра (Stevenson et al., 2011; Singh & Conway, 2021; Leider et al., 2019).

Научная и практическая значимость проекта

Исследование позволит определить процессы,  на которые может опираться диагностика  и ранняя коррекция нарушений развития речевых функций при атипичном развитии.

Ожидаемые результаты

В ходе исследований проекта будут описаны отдельные сенсорные и когнитивные процессы, играющие ключевую роль в развитии устной и письменной речи. Эти процессы и их нейрофизиологические маркеры будут сгруппированы в психофизиологические профили, характеризующие разные траектории формирования речевой и языковой функций.

Исследование позволит определить процессы - мишени для ранней коррекции нарушений развития речевых функций. Полученные данные помогут в разработке новых методик диагностики, предотвращения и коррекции нарушений речевых и языковых функций.

Другие проекты


Обратная связь

Для обеспечения удобства работы с сервисами данного сайта и поддержания высокого уровня их безопасности мы используем файлы cookie. Подробное описание используемых нами файлов cookie, порядке их отключения содержится в Политике конфиденциальности . Нажимая на кнопку «СОГЛАСЕН», Вы подтверждаете, что проинформированы об использовании cookies на нашем сайте, а также принимаете наши Политику конфиденциальности и Правила пользования сайтом.

Согласен