Целью проекта является изучение механизмов сенсорной интеграции и их роли в развитии устной и письменной речи у детей в возрасте от 3 до 8 лет, периоде активного развития речи и начала обучения чтению.
Срок реализации проекта: 2022 - 2025 гг.
Исследование многоуровневое и разбивается на два-три дня:
Нейрофизиологический блок - запись электроэнцефалограммы (ЭЭГ) в покое и при выполнении заданий (около 2-х часов);
Психодиагностический блок - оценка когнитивного развития и речевых функций (около 3-х часов, для комфорта участников исследования эта часть делится на два приезда по 1,5 часа);
Сбор биоматериала (слюны) для генетического исследования (по желанию) (10 мин).
Планируется для каждого ребенка обследования с интервалом около года для отслеживания динамики его развития.
Речь не дана человеку с рождения, но развивается в онтогенезе. В первые месяцы жизни формируются репрезентации звуков (фонем) родного языка, и ребенок становится способен отделять их от неречевых звуков и звуков речи на других языках, учится их повторять, однако проходит еще довольно много времени, прежде чем он будет бегло говорить и понимать сложные речевые конструкты. С началом школьного периода ребенок учится соотносить звуки с буквами (графемами), которые являются единицами письменного языка – происходит формирование навыка чтения. Особенности декодирования слуховой и зрительной информации, а также ее уни- и мультисенсорная интеграция являются предикторами развития и речевых функций, и навыков чтения.
Хотя множество авторов указывают на быструю динамику развития специализации мозговых систем для речевых функций в период от 3 до 8 лет (e.g., Bishop, 2000; Castles, Rastle & Nation, 2018), продольных исследований, отслеживающих возрастные изменения нейрофизиологических маркеров этих функций на протяжении нескольких лет у одного и того же ребенка, практически не существует. Также остается неясной удельная роль процедуральных, а также нейрональных, когнитивных и перцептивных дефицитов в нарушениях речевых функций, и изменение этой роли в онтогенезе (Goswami, 2015). Более того, непонятно как схожие дефициты низкоуровневых процессов, опосредующие трудности в языке и речи при различных нозологиях, настолько по-разному фенотипически проявляются – в частности, при дислексии развития, при нарушениях развития языка и речи, при расстройствах аутистического спектра (Stevenson et al., 2011; Singh & Conway, 2021; Leider et al., 2019).
Исследование позволит определить процессы, на которые может опираться диагностика и ранняя коррекция нарушений развития речевых функций при атипичном развитии.
В ходе исследований проекта будут описаны отдельные сенсорные и когнитивные процессы, играющие ключевую роль в развитии устной и письменной речи. Эти процессы и их нейрофизиологические маркеры будут сгруппированы в психофизиологические профили, характеризующие разные траектории формирования речевой и языковой функций.
Исследование позволит определить процессы - мишени для ранней коррекции нарушений развития речевых функций. Полученные данные помогут в разработке новых методик диагностики, предотвращения и коррекции нарушений речевых и языковых функций.