Исследователи Научного центра когнитивных исследований Научно-технологического университета «Сириус» впервые проследили, как у детей 3-9 лет формируется нейрофизиологическая основа навыка чтения. В работе, выполненной с применением метода быстрой периодической зрительной стимуляции (FPVS) и 32-канальной ЭЭГ, приняли участие более 40 детей. Результаты исследования опубликованы в международном научном журнале Cortex.
Учёные предъявляли детям поток букв родного (русского) алфавита, в котором с регулярной частотой появлялись отличающиеся стимулы: либо буквы грузинского алфавита, либо русские буквы, перевёрнутые на 180°. По характерным ответам мозга на частоте появления таких стимулов исследователи оценивали, насколько ребёнок способен различать родные и чужие буквы, а также замечать их неправильную ориентацию.
Результаты показали существование двух независимых механизмов развития визуального восприятия письма:
По словам авторов исследования, это меняет представления о том, когда мозг начинает формировать фундамент навыка чтения.

«Мы впервые показали, что дети младшего возраста уже способны категоризировать буквы родного и неродного языка на нейрофизиологическом уровне. При этом чувствительность к ориентации развивается позже и связана с непосредственным освоением чтения», — отмечают исследователи направления «Развитие человека: мозг и психика» Научного центра когнитивных исследований Университета «Сириус».
Полученные данные поддерживают современные теории развития чтения, дополняя их новыми фактами о мозговых механизмах: базовая способность отличать буквы формируется до обучения чтению, а тонкая настройка на их ориентацию — в процессе освоения грамотности.
Результаты имеют важное практическое значение. Выявленные нейромаркеры могут использоваться для ранней диагностики риска дислексии, включая детей, которые ещё не могут выполнять традиционные тесты; оценки эффективности образовательных программ, отслеживая, как меняется обработка букв в мозге, и разработки подходов для дошкольного обучения, где особое внимание уделяется игровому, раннему знакомству с буквами.
Работа выполнена в рамках проекта «Механизмы сенсорной интеграции в развитии устной и письменной речи» (Соглашение №075-10-2025-017 от 27.02.2025).