Когда-то она любила математику, но жизнь связала с биологическими науками. Аспирантка Анастасия Ряполова работает в Университете «Сириус» над разработкой нового противоопухолевого препарата. Почему решила пойти в науку, хотя уже работала в индустрии, над чем работает в аспирантуре и почему считает, что у ученых нет цели, только путь, рассказываем в материале.
Осознание, что лекарства изобретают не врачи и фармацевты, когда-то разделило мир для Анастасии на до и после. Будучи студенткой Воронежского государственного университета, она поняла, что классические лекарства обычно разрабатывают химики и биологи. В тот момент для студентки стало ясно, что будущую профессиональную деятельность она хотела бы связать именно с областью, так или иначе связанной с разработкой лекарственных препаратов или поиском новых терапевтических подходов.
Еще в магистратуре Воронежского государственного университета Анастасия успела поработать в таких крупных фармацевтических компаниях как «Р-Фарм» и «Биокад». Получив опыт работы в индустрии, для молодого исследователя стало очевидным, что ей хотелось бы быть максимально самостоятельной в выборе научных задач и методов реализации задуманного. А работа в индустрии все же больше направлена на решение задач компании. Так, проработав полтора года в компании, она все-таки решила поступать в аспирантуру. Выбор пал на «Сириус» и направление аспирантуры «Генная терапия». «Представленные в “Сириусе” направления были максимально близки к моему запросу. Было здорово, что я смогла озвучить, чем именно хочу заниматься, и мне просто сказали – хорошо, делай! Эта свобода в принятии решений меня и подкупила», – делится Анастасия.
Проект, над которым работает молодой исследователь, связан с созданием препарата на основе онколитического вируса. Такие вирусы способны заставлять опухолевые клетки погибать, при этом они не опасны для самого человека. Так у ученых появилась идея попробовать создать препарат. В связи с тем, что опухоль создает вокруг себя специфическое ингибирующее микроокружение и зачастую становится незаметной для иммунной системы человека, важной задачей проекта является не только получение самого вируса, но и дополнительная его модификация генами иммуностимулирующих факторов, которые будут способны активировать иммунные клетки человека и направлять их на борьбу с опухолевыми клетками.
Поэтому задача аспирантки еще и усилить этот вирус новыми свойствами, чтобы он не только уничтожал клетки опухоли, но и стимулировал иммунную систему за счет иммунологических факторов, которые в нем закодированы.
Анастасия работает над проектом под руководством Александра Карабельского, руководителя направления «Генная терапия», а со-руководитель ее научной работы Роман Иванов, руководитель Центра трансляционной медицины. По словам молодого исследователя, в 90% случаев, в рамках своего исследования она все делает самостоятельно, от постановки эксперимента до интерпретации его результатов, конечно же, под чутким присмотром научного руководителя. Тем, кто только собирается поступать в аспирантуру, Анастасия советует четко сформулировать свои профессиональные цели. «Аспирантура – это уже не столько учеба, сколько самостоятельная работа. Безусловно, если вы чего-то не умеете, здесь все открыты и готовы вас обучить. Так, в моем проекте мне очень помогает Екатерина Минская, ведущий научный сотрудник направления "Генная терапия", а среднесрочные и долгосрочные планы по проекту мы обязательно обсуждаем вместе с научными руководителями. После чего отправляемся работать самостоятельно. Если вам нравятся проекты “Сириуса”, и вы не боитесь реально много работать, то я советовала бы не откладывать».
Выбирая науку, Анастасия, по ее собственным словам, выбрала путь исследований, проб и ошибок. Успех в науке – это не только создание чего-то инновационного, но и умение ошибаться, сохраняя при этом работоспособность и желание в будущем создать что-то полезное.
«Успехом для ученого я бы скорее назвала не какой-то конкретный результат, а осознание, что тебе не стыдно за свою деятельность (смеется). Важно верить в то, что ты делаешь. Ведь только в этом случае ты захочешь продолжать этим заниматься, несмотря на трудности, которые точно будут! И я верю, что препарат, над которым мы сейчас работаем, найдет свое применение в медицинской практике. И мы делаем все, чтобы это произошло как можно раньше».