Новости

Что важно знать о дислексии — рассказывают ученые Университета «Сириус»
Что важно знать о дислексии — рассказывают ученые Университета «Сириус»
31 октября 2022

Октябрь – международный месяц осведомленности о дислексии. По разным данным, симптомы дислексии наблюдаются в среднем у 15% населения. В рамках этого месяца в Университете «Сириус» состоялась Междисциплинарная научно-практическая конференция «Речь, грамотность, дислексия», направленная на решение проблем дислексии, дисграфии и нарушений языка и речи. Кроме того, ученые исследуют причины расстройств устной и письменной речи у детей в рамках проекта «Нейробиология устной и письменной речи при расстройствах развития».

В России очень важно повышать уровень осведомленности о существовании этих проблем, она все еще очень низкая. Вместе с учеными Центра когнитивных исследований собрали самое важное об этом нарушении, чтобы как можно большее число людей об этом знали. Необходимо понимать, что многообразие типологий развития – это не минус, а преимущество общества. Важно давать возможность реализовать это многообразие и эксперты «Сириуса» прикладывают максимум усилий для этого.

Что такое дислексия?

Дислексия, как и другие неспособности к обучению вроде дискалькулии и дисграфии, связаны с особенностями структуры и функционирования головного мозга и «коренятся» в особенностях генома. Мы часто слышим, что дислексия – это неожиданные трудности в навыках чтения, которые не соответствует уровню интеллектуального развития или другим академическим навыкам. Однако, в наиболее свежих международных руководствах (ICD-11, DSM-V) дислексия понимается как трудности с правильным или беглым чтением, которые являются устойчивыми, несмотря на предоставление более интенсивного обучения чтению в течение продолжительного времени (6 месяцев). В реальности, дислексия может сопровождаться как высоким, так и низким интеллектом, сильной и низкой мотивацией.

Насколько это аспространенна дислексии?

Данные разнятся в зависимости от того, как именно её оценивать. По данным Европейской ассоциации дислексии, процент людей с дислексией по всему миру равен 9-12%, а по данным Международной ассоциации дислексии, отдельные симптомы дислексии наблюдаются у 17-23% населения. Это значит, что в каждом классе в среднем, есть пару человек с этими симптомами. В России научных исследований распространенности дислексии не проводились. Непосредственно проблемой является не столько широкое распространение расстройства, но недостаточная осведомленность о дислексии как среди населения в целом, так и среди педагогов.

Какие последствия дислексии?

Люди с проблемами чтения сталкиваются с огромными трудностями при обучении. Например, с неспособностью накапливать знания и получать информацию. Часто оставаясь недиагностированной, дислексия становится причиной стигматизации в детском и взрослом возрасте. Из-за этого у человека может падать самооценка, пропадать мотивация к обучению, а его природные таланты рискуют остаться нераскрытыми. Такие трудности часто разочаровывают и снижают шансы на успех в учебе и жизни, если не предпринимать определенных действий.

Самые ранние признаки дислексии

Формально дислексия диагностируется только после начала обучения грамоте в школе, то есть не раньше первого класса. Однако есть признаки, которые сигнализируют о повышенном риске возникновения этого расстройства:

  • у родителей или братьев/сестер ребенка есть проблемы с чтением (этот риск можно определить еще до рождения ребенка)
  • у ребенка наблюдались нарушения развития устной речи или коммуникации (определить риск можно уже в 3-4 года)
  • у ребенка наблюдаются трудности с фонологическими заданиями (фонематический слух, рифмы), заданиями на быстрые называние (определить риск можно с 5 лет).

Можно ли «перерасти» дислексию?

Дислексию нельзя «перерасти», так как дислексия – это не задержка в развитии, а пожизненная нейробиологическая особенность здоровья. Мозг людей с дислексией структурно и функционально отличается. При должной поддержке педагогов и близких сильные стороны и потенциал можно развить до высокого уровня в любом возрасте, однако ранняя помощь и обучение наиболее эффективны.

Для каких языков характерна дислексия?

Дислексия встречается у людей вне зависимости от того, какой письменностью они пользуются. Однако тип письменности может влиять на характерные симптомы. Например, в английском языке, у детей с дислексией наиболее вероятно будут трудности и с правильностью чтения, и с беглостью. А в русском языке наиболее ярко будут выражены проблемы с беглостью и правописанием. Это связано с тем, что, например, в английском и арабском, часто нет прямого соответствия между звуками и буквами. А в русском, итальянском и финском – напротив, соотношение между буквами и звуками довольно понятное, и даже ребенок с дислексией, будет читать слова правильно, но может делать это медленно, а также испытывать трудности с пониманием и письмом.

Всегда ли дислексия и дисграфия идут вместе?

Дисграфия может возникать отдельно или в сочетании с дислексией. У детей с дисграфией главным образом наблюдаются нарушения почерка и/или правописания. Причины дисграфии могут быть связаны с трудностями сохранять написанные слова в рабочей памяти, а также с планированием последовательных движений пальцев при написании слов. Дисграфия, в отличие от дислексии, не всегда связана с языковыми трудностями. Нередко дисграфия характеризуется нарушениями мелкой моторики, что не является признаком дислексии.

Можно ли стать успешным с дислексией?

Среди известных ученых, деятелей искусства, предпринимателей, актеров и писателей немало тех, кому нарушение способности к овладению навыками чтения и письма не помешало добиться выдающихся результатов в своей области. Среди них – Владимир Маяковский, Альберт Эйнштейн, Ганс Христиан Андерсен, Агата Кристи, Джексон Поллок, Стив Джобс.

1
Смотрите также:
09.06.2025
Семейство редких «вечно молодых» животных обосновалось в Университете «Сириус»
06.06.2025
Университет приглашает абитуриентов на очные презентации образовательных программ
02.06.2025
Сириус открыл приём заявок на школу-конференцию для молодых учёных «Будущее городов»
30.05.2025
Определены проекты-победители второго конкурса ведущих и молодых учёных в Сириусе
30.05.2025
Умная финансовая камера и мультибанк: в Сириусе прошёл кейс-чемпионат Молодёжной программы FINOPOLIS.365
28.05.2025
Сириус провёл первую программу подготовки кадров для центров коллективного пользования

Обратная связь

Нажимая на кнопку «СОГЛАСЕН», Вы подтверждаете, что проинформированы об использовании на нашем сайте файлов cookie, а также ознакомлены с нашей Политикой конфиденциальности.

Согласен