Количество мест: 50
Форма обучения: очная
Период обучения: 5 лет
«Проектирование, разработка и управление сложными информационными системами» — первая экспериментальная программа для выпускников 9-х классов
На федеральной территории «Сириус» принят экспериментальный правовой режим, благодаря которому запускается новая образовательная программа в области современных технологий и информационной безопасности для выпускников 9-х классов «Проектирование, разработка и управление сложными информационными системами». Программа прошла необходимые согласования в Министерстве науки и высшего образования РФ и Министерстве просвещения РФ.
Программа объединяет среднее общее и высшее образование и нацелена на ускоренную подготовку молодых инженеров-исследователей, лидеров технологических проектов ИТ-отрасли.
Новая программа будет интересна школьникам, увлеченным математикой и информатикой и уже проявившим свои способности в этих сферах. Студенты научатся комплексно разбираться в ИТ-системах компаний и отраслей, проектировать, разрабатывать и руководить сложными информационными системами. Наставниками выступят лучшие эксперты отрасли, а на последнем курсе студенты пройдут длительную профессиональную стажировку в одной из компаний- партнеров.
Экспериментальная программа разработана в соответствии с поручением Президента РФ об ускоренной подготовке кадров для ИТ-отрасли. В разработке программы также приняли участие крупнейшие компании-партнеры «Сириуса»: Росатом, «Газпром нефть», РЖД, «Ростелеком», VK, Positive Technologies, «Группа Астра», Yadro, Яндекс, Т1.
Образовательными партнерами программы являются Образовательный Фонд «Талант и успех», Президентский Лицей «Сириус», Президентский физико-математический лицей № 239.
Поступление без вступительных испытаний
Кто может поступить без вступительных испытаний:
Достижения учитываются за 2023 и 2024 год.
Победителями или призерами заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников по астрономии (2023-2024), предоставляется право получить 100 баллов за письменный экзамен.
Ключевые особенности Программы:
Как будет выстраиваться учебный процесс?
- междисциплинарный экзамен направлен на демонстрацию понимания сферы информационных технологий как системы, объединяющей инфраструктуру, программные решения, данные и системы защиты, и имеет прикладной характер;
- выпускной квалификационный проект направлен на решение технологических задач компаний-партнеров. Тематика выпускного квалификационного проекта формируется в соответствии с аналитическими и технологическими задачами технологических компаний-партнеров и призвана обеспечить широкий охват проблем в таких областях, как проектирование и управление ИТ-инфраструктурой, анализ и управление данными, проектирование и разработка сервисов, управление и формирование ИТ-политики. Выпускной квалификационный проект может быть представлен в виде технической или проектно-конструкторской документации, используемой в технологических компаниях, а также в виде технологического стартапа и др.
Примерные темы выпускных квалификационных проектов:
Согласно части 10.1 статьи 21 Федерального закона от 29.07.2017 № 216-ФЗ «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» обучающиеся Университета обладают всеми правами, предоставляемыми организациям, получившим соответствующие лицензии и государственную аккредитацию на осуществление образовательной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, обучающимся таких организаций. Документы об образовании и (или) о квалификации, выдаваемые Университетом дают их обладателям права, аналогичные правам, предусмотренным для обладателей документов об образовании и (или) о квалификации установленного в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образца.
Выпускник Программы — это будущий инженер-лидер ИТ-отрасли, который способен и мотивирован как на создание высокотехнологичных продуктов и сервисов, так и на руководство по созданию защищенных сложных информационных систем, при этом готов нести ответственность за принимаемые решения с позиции социальной значимости.
В результате освоения программы у выпускника будут сформированы компетенции:
— проектирование и управление ИТ-инфраструктурой;
— анализ и управление данными;
— проектирование и разработка сервисов; - управление и формирование политики в области ИТ;
Учебный план содержит интегрированные и друг с другом блоки:
В течение 1-го и 2-го курсов студенты осваивают образовательную программу среднего общего образования, которая позволяет интегрировать общеобразовательные дисциплины с социально-гуманитарными, фундаментальными и профессиональными дисциплинами программы. Таким образом, начиная уже с 1-го курса, параллельно с освоением образовательной программы среднего общего образования, студенты погружаются в фундаментальные и профессиональные дисциплины высшего образования.
Интеграция происходит по ряду учебных предметов и дисциплин:
2) Блок фундаментальной подготовки
Особое внимание в структуре программы уделяется фундаментальной подготовке по математике, естественно-научным, общетехническим дисциплинам, которая позволит выпускникам гибко реагировать на возможные изменения в развитии базовых и возникновение новых технологий, и увеличение сложности систем, а также применять междисциплинарные комплексные подходы и решения в проектной деятельности и практической работе.
Конкурсный отбор мотивированных поступающих на обучение по программе, показавших высокие результаты освоения учебных предметов по математике и информатике образовательной программы основного общего образования, позволит с 1-го курса внедрить в содержание модулей по математике и компьютерным наукам элементы продвинутого математического инструментария и его применения при решении практических задач, тем самым формируя взаимосвязь фундаментальной и профессиональной подготовки и повышая мотивацию в освоении фундаментальных дисциплин. Модуль по математике представлены следующими дисциплинами: «Дискретная математика»; «Теория вероятностей»; «Математическая статистика»; «Линейная алгебра и аналитическая геометрия»; «Математический анализ»; «Математическая логика и теория алгоритмов»; «Численные методы»; «Дифференциальные уравнения».
Понимание физических, химических, биологических концепций критически необходимо разработчикам для проектирования, программной реализации и управления сложными киберфизическими системами, в том числе в ключевых технологичных отраслях: нефтегазодобыча, энергетика, биотехнологии, медицина и др. Для этих целей в блок фундаментальной подготовки включены дисциплины «Физика», «Химия» и «Биология».
Общетехническая подготовка, представленная такими дисциплинами, как «Теории систем», «Основы мехатроники и робототехники», «Основы проектирования и конструирования технических систем», позволит создавать, исследовать и управлять киберфизическими системами, информационной инфраструктурой.
3) Блок социально-гуманитарной подготовки
Особенностью программы является сквозная, на протяжении четырех лет обучения (с 1-го по 4-ый курс), социально-гуманитарная подготовка, нацеленная на формирование целостной картины мира выпускников. С этой целью фундаментальные концепции социально-гуманитарных наук изучаются с учетом их междисциплинарности для дальнейшего использования в проектной деятельности и практической работе студентов. В рамках программы содержание дисциплин социально-гуманитарной подготовки дополняется техническими особенностями, такими как поиск закономерностей, создание алгоритмов, построение языковых моделей, атрибутирование, анализ данных, моделирование и пр.
Блок социально-гуманитарной подготовки включает обязательные учебные предметы образовательной программы среднего общего образования («Русский язык», «Литература», «География», «Иностранный язык»), а также дисциплины программы специалитета, такие как «Правовое регулирование в ИТ-сфере», «Отраслевая экономика». Знания в области современной социологии, философии, теории государства и права формируются в рамках комплексной междисциплинарный дисциплины «Современные социальные науки». На старших курсах у студентов есть возможность углубленного изучения одной из областей социальных наук.
4) Блок базовой профессиональной подготовки
Формирование системного понимания базовых технологий осуществляется через освоение блока базовой профессиональной подготовки с использованием ресурсов технологических компаний-партнеров. Особое внимание направлено на систематизацию и дальнейшее углубление знаний студентов в области алгоритмизации и различных языков программирования, в том числе на императивных языках и функциональных языках, с использованием лучших практик инженерных подходов и системного анализа при проектировании и реализации ИТ-систем. С 3-го курса начинается углубленное изучение профессиональных дисциплин, что позволяет студентам глубоко погрузиться в сферу будущей профессиональной деятельности.
Основными дисциплинами блока базовой профессиональной подготовки являются: «Алгоритмы и структуры данных», «Объектно-ориентированное программирование», «Системы управления базами данных», «Операционные системы и системное программирование», «Облачные инфраструктуры», «Машинное обучение», «Распределенные реестры», «Параллельное программирование».
5) Блок профессиональной подготовки в области ИТ (сквозные цифровые технологии)
Данный блок направлен на изучение перспективных ИТ-технологий и включает несколько направленностей: «Проектирование и управление ИТ-инфраструктурой», «Анализ и управление данными», «Проектирование и разработка сервисов». В рамках дисциплин данного блока изучаются сквозные цифровые технологии, формируются умения работать и использовать в создании комплексного технологического продукта разные инструменты, в том числе облачные базы данных, системный анализ, системные технологии, распределенное программирование, хранилища и анализ данных, технологии автоматизации бизнес-процессов, управление данными.
6) Блок практической подготовки и проектно-исследовательской работы
Реализация практической подготовки и проектно-исследовательской работы осуществляется на протяжении всего периода обучения (с 1-го по 5-ый курс).
Проектно-исследовательская работа студентов усложняется по мере освоения программы. Главной особенностью проектно-исследовательской работы является междисциплинарный подход, развитие системного мышления студентов и их готовности к поиску и выработке комплексных решений сложных задач. На первых двух курсах проектно-исследовательская работа позволяет студентам осознать важность и взаимосвязь различных предметных областей с профессиональными знаниями в области математики и компьютерных наук. Начиная с 3-го курса, студенты переходят к комплексным междисциплинарным исследованиям, направленным на решение конкретной технологической задачи от технологических компаний-партнеров. Промежуточная аттестация по проектно-исследовательской работе проводится в форме защиты проектов. Для поддержки проектно-исследовательской работы студентов проводятся научно-технологические семинары с участием ключевых специалистов технологических компаний и ученых Университета «Сириус», которые дают последовательную обратную связь и постепенно усложняют поставленные задачи.
Практическая подготовка состоит из серии взаимосвязанных практических заданий, интегрированных во все блоки учебного плана, а также проектно-образовательной практики, проектно-технологической и профессиональной стажировки.
Проектно-образовательная практика проводится в комбинированном формате, который совмещает посещение ключевых российских высокотехнологичных компаний и участие в Научно-технологической проектной образовательной программе «Большие вызовы». Прохождению проектно-образовательной практики предшествует изучение дисциплины «Приоритеты Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации».
Проектно-технологическая стажировка на 2-ом, 3-ем и 4-ом курсах проводится в технологических компаниях-партнерах. Для формирования комплексного представления о взаимосвязи всех элементов ИТ-инфраструктуры и среды технологической компании стажировка проходит последовательно в ее профильных подразделениях и предполагает решение задач данных подразделений.
На 5-ом курсе студенты погружаются в специализированную отраслевую подготовку в форме профессиональной стажировки в технологических компаниях-партнерах. Профессиональная стажировка, реализуемая в течение последнего учебного года, ориентирована на разработку комплексного научно-технологического проекта по созданию нового технологического решения или продукта для технологической компании в реальных производственных условиях под руководством специалистов-наставников.
7) Блок факультативных дисциплин
Для формирования междисциплинарного мышления и связей, начиная со 2-го курса, студенты могут выбрать для изучения одну или несколько дисциплин из других образовательных программ, реализуемых в Университете «Сириус».
8) Блок государственной итоговой аттестации
По результатам второго года обучения по программе студенты проходят государственную итоговую аттестацию в форме единого государственного экзамена, при успешном прохождении которой им выдается аттестат о среднем общем образовании.
9) Блок итоговой аттестации
Освоение программы завершается итоговой аттестацией студентов в формах междисциплинарного экзамена и выпускного квалификационного проекта, которая состоит из нескольких этапов.
Междисциплинарный экзамен входит в первый этап итоговой аттестации и проводится для студентов в начале 5-го курса обучения.
Междисциплинарный экзамен направлен на демонстрацию понимания сферы информационных технологий как системы, объединяющей инфраструктуру, программные решения, данные и системы защиты, и имеет прикладной характер.
Выпускной квалификационный проект входит во второй этап итоговой аттестации и завершает освоение программы.
Тематика выпускного квалификационного проекта формируется в соответствии с аналитическими и технологическими задачами технологических компаний-партнеров и призвана обеспечить широкий охват проблем в таких областях, как проектирование и управление ИТ-инфраструктурой, анализ и управление данными, проектирование и разработка сервисов, управление и формирование ИТ-политики. Выпускной квалификационный проект может быть представлен в виде технической или проектно-конструкторской документации, используемой в технологических компаниях, а также в виде технологического стартапа и др.
Выпускникам, выполнившим учебный план и успешно прошедшим итоговую аттестацию по программе, выдается диплом специалиста установленного Университетом образца.
К конкурсному отбору допускаются лица, получившие основное общее образование (окончившие 9 класс) в 2023-2024 годах.
Порядок поступления лиц, имеющих право на прием без вступительных испытаний:
Вам необходимо подать заявление в личном кабинете абитуриента с 1 марта до 20 июля 2024 года:
Приложить документы в электронном формате:
Выгрузить сформированное системой заявление и согласие на обработку персональных данных, распечатать, подписать, фото/скан приложить в личный кабинет.
После этого заявление будет принято приёмной комиссией.
22 июля – публикация списка рекомендованных к зачислению.
Предоставить оригиналы документов до 31 июля 2024 года.
Ознакомиться со списком зачисленных на сайте 5 августа 2024 года.
Поступление на конкурсной основе по результатам вступительных испытаний (дистанционно):
Прием на обучение будет осуществляться на конкурсной основе по результатам вступительных испытаний – письменного экзамена и собеседования (с применением дистанционных технологий). Вступительные испытания пройдут до 29 июля 2024 года.
Для участия в конкурсе на поступление необходимо подать заявление в личном кабинете абитуриента до 18:00 мск 20 июля 2024 года.
1. Приложить документы в электронном формате:
После проверки документов приемной комиссией вам необходимо выбрать даты в личном кабинете для прохождения письменного экзамена.
Если по итогам прохождения письменного экзамена вы набираете 40 баллов и более, вас приглашают на собеседование. Все экзамены проходят в дистанционном формате.
Найти себя в списках поступающих на сайте: 2 августа 2024 года – публикация списка рекомендованных к зачислению.
Предоставить оригинал документа об образовании в срок до 16 августа 2024 года включительно.
Ознакомиться со списком поступивших на сайте 20 августа 2024 года.
Программа вступительных испытаний
Официальный канал Приемной комиссии в Telegram