Университет «Сириус»

Расстройства аутистического спектра: наука и практика

Направление занимается изучением распространенности расстройств аутистического спектра (РАС) в России, а также поиском и апробированием наиболее перспективных путей решения в сфере аутизма и подготовкой специалистов в области психологической диагностики и поведенческих вмешательств при РАС.

Руководитель научного направления:
ГРИГОРЕНКО ЕЛЕНА ЛЕОНИДОВНА

Руководитель направления «Порождение, передача и приобретение знаний», доктор психологических наук, профессор Йельского университета (Нью-Хейвен, Коннектикут, США), профессор университета Хьюстона (Хьюстон, Техас, США), профессор факультета молекулярной генетики и генетика человека и факультета педиатрии Медицинского колледжа Бейлора (Хьюстон, Техас, США), ведущий научный сотрудник Haskins Laboratories Inc (Нью-Хейвен, Коннектикут, США), руководитель Лаборатории междисциплинарных исследований развития человека, СПбГУ (Санкт-Петербург, Россия), ведущий научный сотрудник Центра прикладных психолого-педагогических исследований МГППУ (Москва, Россия). Одним из ключевых профессиональных достижений Григоренко является разработка и адаптация в России психометрических инструментов для оценки познавательной деятельности, развития языка и речи. 

Научные интересы: развитие ребенка, диагностика, этиология и терапия аутизма, трудности в обучении, нарушения развития языка и речи, делинквентность.

Проект направления:

Оценка превалентности РАС в России 

Цель исследования - впервые в России провести оценку превалентности РАС на выборке детей в возрасте от 6 до 9 лет. Исследование будет проводиться с помощью двухфазного дизайна, включающего проведение РАС-специфичного скрининга и последующую углубленную диагностику с использованием методик, наиболее приближенных к референсному стандарту диагностики РАС.  Помимо собственно получения данных по превалентности, исследование позволит валидизировать русскоязычную версию скринингового социально-коммуникативного опросника (SCQ), оценить распространённость различных форм выраженности симптоматики, интеллектуальных и языковых нарушений, описать различные профили развития при РАС и на основе массива полученных данных сформировать более точные гипотезы для последующей лонгитюдной работы по выявлению средовых и генетико-средовых факторов этиологии РАС.

Кроме научных целей, миссией исследования является улучшение информированности о РАС и создание основы для формирования будущих научно-обоснованных программ скрининга, диагностики, интервенций и образовательных программ.