Заявки на участие в модуле «Междисциплинарные исследования развития человека: информированные решения в области детского развития и дошкольного образования» поступили от студентов из 21 региона России. По итогам конкурсного отбора, который завершился 22 мая, на курс зачислены 18 человек из 11 регионов. Модуль пройдет с 26 мая по 11 июня с использованием дистанционных технологий и электронного обучения.
Студентам предстоит послушать и принять участие в 4 объемных интерактивных сессиях с онлайн-лекциями и рефлексивными семинарами, выполнить индивидуальные и групповые задания, разработать и представить итоговый междисциплинарный проект. В ходе занятий они обсудят современные направления междисциплинарных лонгитюдных исследований в области детского развития, исследования в дошкольном образовании, научные подходы к разработке развивающих программ для дошкольников и оценке их эффективности.
Как отмечают специалисты Университета «Сириус», большое значение имеет то, что доступ к участию в образовательном модуле получают талантливые и заинтересованные студенты из всех уголков России.
Так, всего на образовательный модуль по междисциплинарным исследованиям поступили заявки из 21 региона: Белгородской, Воронежской, Кемеровской, Курской, Нижегородской, Новгородской, Московской, Оренбургской, Орловской, Пензенской, Ростовской, Свердловской, Томской, Ульяновской, Челябинской областей, Алтайского, Приморского и Хабаровского края, Москвы, Республики Адыгея и Удмуртской Республики.
«Широкая география участников показывает, что курс интересен и востребован студентами, – говорят эксперты Университета. – В каждом вузе, как правило, складываются свои подходы и взгляды на преподавание тех или иных дисциплин. А участие в модулях «Сириуса» помогает студентам «заглянуть за горизонт» и научиться чему-то принципиально новому, предоставляет возможности для развития профессиональных компетенций».
Организаторы надеются, что результатом образовательного модуля станет развитие личностных и профессиональных компетенций его участников, а также формирование новой междисциплинарной команды молодых и инициативных практиков и исследователей, которые смогут эффективно развивать сетевое взаимодействие в области детского развития и дошкольного образования в своих регионах.
«Сетевое взаимодействие позволит решить актуальную задачу масштабирования образовательных и исследовательских проектов с целью получения нового научного знания, совершенствования образовательной практики и развития форм научно-образовательного партнёрства. Некоторые студенты уже сейчас отмечают готовность выступать в своих регионах с инициативой создания новых педагогических моделей образования и рассматривают участие в программе как вызов, понимая, что успешное решение поставленных образовательных задач потребует от них значительных инвестиций в собственное развитие», – отмечает руководитель программы Ольга Богданова.
Результаты проведенного на курс набора студентов позволяют реализовать идею формирования таких проектных групп, в которых будут объединены участники, изучающие разные направления. Так, в командах будут присутствовать те, кто ориентирован на нейропсихологию детского возраста, кто уже имеет опыт работы с детьми или только начинает путь профессионального самоопределения.
Анализ результатов творческого задания по написанию кандидатами эссе на тему «Детство – это время множества вопросов, возможностей и последствий» (А. Адлер) продемонстрировал понимание студентами глубинных психологических оснований развития человека и многообразие факторов, оказывающих влияние на этот процесс. Особенно члены экспертной комиссии, участвовавшей в отборе кандидатов, отмечают принятие молодыми специалистами профессиональной ответственности за создание условий, позволяющих наиболее полно раскрыть потенциал каждого ребенка и готовность к осознанному переходу из позиции педагога-практика в позицию педагога-исследователя, что очень важно в решении задачи интеграции результатов научных исследований в практику дошкольного образования.
Для обсуждения итоговых студенческих проектов, которые будут подготовлены по завершении курса, планируется пригласить внешних экспертов в области образования и детского развития. «Это позволит провести содержательное обсуждение и получить обратную связь, обсудить возможности инициирования новых исследовательских и образовательных проектов в разных регионах», – уверены авторы образовательного модуля.
По результатам успешного обучения студенты получат сертификат. Лучшие студенческие проекты могут быть реализованы на базе дошкольных образовательных учреждений в рамках развития научно-образовательного партнерства, а их авторы смогут включиться в исследовательские проекты лаборатории «Когнитивные и междисциплинарные исследования» Университета «Сириус» или Центра оценки развивающих программ и популяризации знаний о детском развитии Томского государственного университета.