Ученые Центра генетики и наук о жизни работают над созданием базы экспериментальных данных по заболеваниям центральной нервной системы (ЦНС) с помощью аквариумных рыб. Об этом рассказала Татьяна Колесникова, младший научный сотрудник направления «Нейробиология» журналистам ТАСС. Ученые подвергают рыб Danio rerio стрессовым ситуациям, чтобы смоделировать у них депрессию.
Один из объектов изучения исследователей «Сириуса» – рыба зебраданио или Danio rerio, которая обитает в водоемах Китая, Индии и Бангладеша. Одновременно с этим ее можно найти практически в любом зоомагазине. Для ученых она представляет интерес в качестве модели в нейробиологии, токсикологии, трансляционной медицине. По словам ученых, зебраданио очень похожа на людей: схожи структуры мозга, системы нейромедиаторов и поведенческие реакции.
«В “Сириусе” мы сосредоточены на моделировании заболеваний центральной нервной системы с помощью хронического стресса, – рассказывает Татьяна. – Рыба, ввиду своей схожести, может нам помочь выявить, какие же механизмы принимают участие в формировании патологий, действительно ли они связаны с этим и присутствуют у человека. Выяснение этих базовых механизмов может сыграть большую роль в поиске новых подходов лечения. Сейчас идет активная фаза получения экспериментальных данных. Планируем получить их в ближайшее время».
Ученые исследуют клетки микроглии в патогенезе хронического стресса. «Микроглия – это мелкие клетки, которые окружают наши нейроны, и роль микроглии на данный момент недостаточно изучена, то есть не понятно, зачем она нужна, что она делает, как конкретно она модулирует наши нейроны во время различных стрессовых ситуаций», – поясняет ученый.
Чтобы вызвать стресс, смоделировать депрессию, ученые ежедневно подвергают рыб различным стрессовым ситуациям.
«Мы это делаем не для того, чтобы просто рыбу попугать, а для создания модели патологии. Когда есть модель хронического стресса, эпилепсии, шизофрении, она используется для того, чтобы найти какие-то новые подходы коррекции данных состояний – либо новые препараты для лечения, либо новые методы терапии», – подытожила Татьяна.