Университет «Сириус»

Новости

В университете «Сириус» проведут исследования психофизиологических возможностей на примере киберспортсменов

6 января

Киберспорт уже давно перебрался из индустрии развлечений в самостоятельную профессиональную отрасль со своей спецификой, проблемами и особенностями. С развитием направления возникает закономерный интерес со стороны научного сообщества. Научно-технологический университет «Сириус» стоит на передовой этого движения и уже в следующем году начнет масштабные исследования психофизиологических возможностей и особенностей спортсменов в компьютерном спорте с привлечением ведущих экспертов в области когнитивных наук.

Киберспорт считается спортом, потому что в рамках игры люди сопоставляют физические и интеллектуальные возможности и пытаются достичь результата в конце этой деятельности. Научные исследования в этой области позволят сделать не только игровую деятельность максимально эффективной, но и применить полученные результаты в профессиях будущего, требующих от человека специфический набор компетенций. В рамках сотрудничества с Федерацией компьютерного спорта России Университет «Сириус» запускает два больших исследования в области киберспорта: анализу способностей киберспортсменов и применении киберспортивных навыков в гражданской сфере.

Первый проект будет реализован в рамках лаборатории междисциплинарных исследований спорта. Он посвящен изучению вклада когнитивных функций в эффективность игры на уровне макрособытий в DotA2. За каждым тактическим ходом – макрособытием (например, атака или осада строений) – стоит умственная работа, сложные функции головного мозга. Выявление взаимосвязи между эффективностью игрока в ключевых событиях и степенью развития когнитивных функций можно понять их вклад в успешность игры. На первом этапе участники будут проходить поведенческие тестирование когнитивных функций, а на втором этапе команда из 5 участников будет играть в DotA 2. В процессе игры планируется регистрация ЭЭГ и движений глаз. Данные результаты можно будет использовать для оптимизации тренировочного процесса профессиональных киберспортсменов. На основе полученных результатов ученые создадут когнитивный тренажер, который будет не только оценивать развитие способностей человека, но и выстраивать оптимальную модель тренировок.

Еще один проект в этой области позволит создать динамическую картину функционирования человеческого мозга в действии в сложных естественных условиях. Он будет реализован в рамках Центра Когнитивных исследований.

Исследование принятия решений будет проходить в игре DotA2. Оптимальность для исследований компьютерных игр определяется тем, что в отличие от большинства динамических систем, в процессе игры возможно фиксировать не только саму среду (то есть просматривать реплеи игры, которые позволяют выбрать любой момент матча и узнать каждую деталь), но также поведение человека и психофизиологические корреляты принятия решений в этой среде. В динамических системах присутствуют каскадные и непрерывные события, которые способствуют изменении системы во времени. Ровно так же как это происходит и в жизни. Изучение данных аспектов реакций человека позволит в будущем тренировать эти навыки.

Сегодня на наших глазах формируется целый ряд профессий будущего, где требуется высокая скорость реакции на быстро меняющуюся ситуацию, моментальное принятие решений на основе постоянно поступающих данных, непрерывная концентрация и удержание фокуса внимания сразу на сотнях деталей. Так, подобных навыков требует операторская деятельность, начиная от уже известных операторов атомных станций, заканчивая операторами беспилотного городского транспорта. В ближайшем будущем один человек сможет следить за 50 беспилотными поездами одновременно и оперативно реагировать на происходящее. Инженерные профессии сегодня тоже претерпевают значительные изменения – совсем недавно проектировщики чертили на кульманах, а уже сегодня это можно делать в виртуальной реальности и создавать конструкции, состоящие из тысяч элементов, информацию о которых надо удерживать в голове. Навыки киберспортсменов в ближайшем будущем могут пригодиться абсолютно всем и поднимает важный вопрос о необходимости введения подобных дисциплин в программы школьного и высшего образования.

Университет «Сириус» не случайно был выбран для проведения научно-исследовательской работы киберспортсменов. В Ресурсном центре междисциплинарных исследований спорта собран уникальный набор оборудования – это лучший в стране центр спортивного тестирования и диагностики.

«В арсенале “Сириуса” собрано более 100 единиц самого современного научного оборудования, которое позволяет исследовать практически все системы организма спортсменов, – поясняет Денис Гусев, руководитель ресурсного центра междисциплинарных исследований спорта. – Мы можем собирать данные о скоростно-силовых качествах, о выносливости, узнать компонентный состав тела и скорость метаболизма, исследовать работу мозга, сердечно-сосудистой системы и т.п. В рамках этого исследования, мы соберем максимально полную картину о том, какое влияние киберспорт оказывает на организм и поймем, как использовать компьютерные игры в качестве когнитивных тренажеров».

В Университете «Сириус» откроется регулярно действующая тренировочная арена для киберспортсменов на 40 спортивных снарядов. Перед командами помимо тренировочных задач будут стоять еще и исследовательские. Поэтому команды «Сириуса» и те, кто приедет на тренировки в университет внесут оргомный вклад в создание научной базы для дальнейших поведенческих и психофизиологических исследований в киберспорте.