Новости

Нейроученые, генетики и IT-специалисты обсудили тренды в исследовании мозга
Нейроученые, генетики и IT-специалисты обсудили тренды в исследовании мозга
29 июля 2021

В июле в Университете «Сириус» прошла международная конференция «Современные тренды в исследованиях работы мозга: междисциплинарная перспектива». Мероприятие объединило около 130 специалистов из разных областей знаний – нейроученых, лингвистов, социологов, психологов, IT-специалистов и генетиков. Молодые исследователи во время конференции смогли познакомиться с ведущими международными экспертами и представить свои проекты в рамках постерной сессии.

В числе докладчиков на конференции выступили ведущие эксперты в своих областях: заведующий лаборатории поведенческой нейродинамики СПбГУ и ведущий исследователь центра функциональной интегративной нейронауки Института клинической медицины Орхусского университета (Дания) Юрий Штыров, ведущий научный сотрудник Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН Ольга Сысоева, ведущий научный сотрудник лаборатории нейробиологических основ когнитивного развития ВШЭ Мари Арсалиду, директор центра языка и мозга ВШЭ Ольга Драгой, и другие. Ученые рассказали о передовых исследованиях, особенностях работы мозга во время чтения, при изучении русского языка и научения в целом, при специфичных когнитивных нарушениях, таких как дислексия и синдром Ретта. Обсуждалась и тревожность при изучении разных предметов, например, химии и математики.

Образование как одна из главных точек приложения научных знаний о работе мозга стало сквозной темой для всех дискуссий и докладов. Много внимания уделили вопросу геймификации. По признанию ученых, использование компьютерных игр в образовательном процессе способствует повышению пространственных способностей – таких важных для инженеров, математиков и ученых.

«К сожалению, те знания, которыми уже давно обладают ученые, не всегда доходят до практиков из сферы образования. Нередко педагоги продолжают опираться на мифы о работе мозга. Так, опубликовано уже много исследований о неэффективности подбора стиля обучения для аудиалов, визуалов и кинестетиков, но этим продолжают пользоваться», – рассказал Максим Лиханов, старший научный сотрудник Научного центра когнитивных исследований Университета «Сириус».

Ученые из разных областей много обсуждали индивидуальные различия обучающихся и то, насколько важно учитывать особенности человека в системе образования.

«Благодаря цифровым технологиям образование может стать более гибким, – считает Максим Лиханов. – Так, чтобы с учетом индивидуальных особенностей: способностей, интересов, мотивации человек мог выбрать подходящую конкретно для него образовательную траекторию и развиваться в комфортном темпе. Таким примером можно считать «Сириус.Курсы» – открытую онлайн-школу развития таланта, разработанную Образовательным центром».

Участники конференции из IT-направления выступили с докладами о технологиях виртуальной реальности, которые могут стать значимым дополнением к образовательному процессу. Так, с помощью VR можно «проникнуть» в молекулярную структуру вещества, что помогает бороться с боязнью химии.

По мнению ученых, IT и, в частности, машинное обучение, способно помочь человеку с выбором профиля обучения и будущей профессии. По цифровому следу, который каждый из нас оставляет в интернет-пространстве, искусственный интеллект может составить довольно точный портрет. Например, по 40 лайкам от вас в соцсетях можно определить пол человека, его национальность и интересы. Дело в том, что «машина» выделяет срытые закономерности, которые человеку подчас просто незаметны.

Участники конференции, специализирующиеся на вопросах генетики, уделили внимание различным нарушениям и возможности их корректировать. Например, ученые обсуждали особенности аудиторного восприятия и возможность тренировки при синдроме Ретта, что потенциально может быть использовано для восстановления части когнитивных функций у людей с этим синдромом. В будущем генетическое тестирование на ранних этапах жизни поможет, к примеру, обнаружить сложности с чтением, чтобы как можно раньше создать для ребенка индивидуальную траекторию обучения и избежать проблем с чтением в будущем.

1
Смотрите также:
21.05.2025
В Сириусе стартовал третий Саммит разработчиков лекарственных препаратов «Сириус.Биотех»
20.05.2025
Учёные Университета «Сириус» запатентовали вещества для препаратов нового поколения от диабета и ожирения
06.05.2025
Сириус открыл программу магистратуры по исторической памяти
30.04.2025
Университет «Сириус» впервые запускает программу специалитета в области биоинженерии
25.04.2025
Российские учёные улучшили свойства рыбного желатина
24.04.2025
Молодые художники России нарисуют университетские кампусы будущего

Обратная связь

Нажимая на кнопку «СОГЛАСЕН», Вы подтверждаете, что проинформированы об использовании на нашем сайте файлов cookie, а также ознакомлены с нашей Политикой конфиденциальности.

Согласен