Нейроученые, генетики и IT-специалисты обсудили тренды в исследовании мозга

29 июля 2021

Нейроученые, генетики и IT-специалисты обсудили тренды в исследовании мозга

Нейроученые, генетики и IT-специалисты обсудили тренды в исследовании мозга

В июле в Университете «Сириус» прошла международная конференция «Современные тренды в исследованиях работы мозга: междисциплинарная перспектива». Мероприятие объединило около 130 специалистов из разных областей знаний – нейроученых, лингвистов, социологов, психологов, IT-специалистов и генетиков. Молодые исследователи во время конференции смогли познакомиться с ведущими международными экспертами и представить свои проекты в рамках постерной сессии.

В числе докладчиков на конференции выступили ведущие эксперты в своих областях: заведующий лаборатории поведенческой нейродинамики СПбГУ и ведущий исследователь центра функциональной интегративной нейронауки Института клинической медицины Орхусского университета (Дания) Юрий Штыров, ведущий научный сотрудник Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН Ольга Сысоева, ведущий научный сотрудник лаборатории нейробиологических основ когнитивного развития ВШЭ Мари Арсалиду, директор центра языка и мозга ВШЭ Ольга Драгой, и другие. Ученые рассказали о передовых исследованиях, особенностях работы мозга во время чтения, при изучении русского языка и научения в целом, при специфичных когнитивных нарушениях, таких как дислексия и синдром Ретта. Обсуждалась и тревожность при изучении разных предметов, например, химии и математики.

Образование как одна из главных точек приложения научных знаний о работе мозга стало сквозной темой для всех дискуссий и докладов. Много внимания уделили вопросу геймификации. По признанию ученых, использование компьютерных игр в образовательном процессе способствует повышению пространственных способностей – таких важных для инженеров, математиков и ученых.

«К сожалению, те знания, которыми уже давно обладают ученые, не всегда доходят до практиков из сферы образования. Нередко педагоги продолжают опираться на мифы о работе мозга. Так, опубликовано уже много исследований о неэффективности подбора стиля обучения для аудиалов, визуалов и кинестетиков, но этим продолжают пользоваться», – рассказал Максим Лиханов, старший научный сотрудник Научного центра когнитивных исследований Университета «Сириус».

Ученые из разных областей много обсуждали индивидуальные различия обучающихся и то, насколько важно учитывать особенности человека в системе образования.

«Благодаря цифровым технологиям образование может стать более гибким, – считает Максим Лиханов. – Так, чтобы с учетом индивидуальных особенностей: способностей, интересов, мотивации человек мог выбрать подходящую конкретно для него образовательную траекторию и развиваться в комфортном темпе. Таким примером можно считать «Сириус.Курсы» – открытую онлайн-школу развития таланта, разработанную Образовательным центром».

Участники конференции из IT-направления выступили с докладами о технологиях виртуальной реальности, которые могут стать значимым дополнением к образовательному процессу. Так, с помощью VR можно «проникнуть» в молекулярную структуру вещества, что помогает бороться с боязнью химии.

По мнению ученых, IT и, в частности, машинное обучение, способно помочь человеку с выбором профиля обучения и будущей профессии. По цифровому следу, который каждый из нас оставляет в интернет-пространстве, искусственный интеллект может составить довольно точный портрет. Например, по 40 лайкам от вас в соцсетях можно определить пол человека, его национальность и интересы. Дело в том, что «машина» выделяет срытые закономерности, которые человеку подчас просто незаметны.

Участники конференции, специализирующиеся на вопросах генетики, уделили внимание различным нарушениям и возможности их корректировать. Например, ученые обсуждали особенности аудиторного восприятия и возможность тренировки при синдроме Ретта, что потенциально может быть использовано для восстановления части когнитивных функций у людей с этим синдромом. В будущем генетическое тестирование на ранних этапах жизни поможет, к примеру, обнаружить сложности с чтением, чтобы как можно раньше создать для ребенка индивидуальную траекторию обучения и избежать проблем с чтением в будущем.