Университет «Сириус»

Новости

22
июля

Молодые исследователи из разных регионов России обсудили развитие искусственного интеллекта

В Университете «Сириус» завершилась Летняя школа Российской ассоциации искусственного интеллекта (РАИИ), организованная при поддержке МФТИ и ФИЦ ИУ РАН. В ней приняли участие больше 130 студентов российских вузов и 30 ведущих исследователей из России и зарубежья. Вместе с экспертами молодые ученые обсудили актуальные направления искусственного интеллекта и выполнили индивидуальные и групповые проекты, предложив свои решения реальных практических задач, в которых требуется применение самых новых методов и алгоритмов.

 

Образовательный модуль – это шестая школа, которую проводит Российская ассоциация искусственного интеллекта (РАИИ) – крупнейшая общественная академическая организация в области искусственного интеллекта в России и на территории ближнего зарубежья. Впервые мероприятие прошло в стенах Научно-технологического университета «Сириус». Участников программы отбирали на конкурсной основе. Ими стали студенты старших курсов бакалавриата, магистратуры и аспиранты, интересующиеся искусственным интеллектом, знакомые с основами машинного обучения, теории графов, математической статистики, теорией оптимизации и владеющие навыками программирования на языках высокого уровня. Педагогами школы выступили ученые – члены Российской ассоциации искусственного интеллекта и ведущие зарубежные исследователи.

Программа включала шесть тематических направлений: обучение с подкреплением, планирование поведения в робототехнике, логика в искусственном интеллекте, глубокое обучение в компьютерном зрении, нейросетевой анализ естественного языка, нейроморфные вычисления. После лекций студенты применяли полученные знания на семинарах, в хакатонах и проектной работе.

«Одна из главных задач школы – познакомить участников с современными методами искусственного интеллекта, вовлечь их в исследовательскую деятельность, погрузить в актуальные практические задачи, чтобы они могли проявить себя и познакомиться с реальными проектами. Например, одна из задач, которую мы сейчас решаем в нашей лаборатории в МФТИ посвящена навигации робототехнической платформы по визуальным данным внутри помещений. В специальном симуляторе робот обучается правильной ориентации относительно объектов в помещении после чего он может повторять эти действия в новых условиях. Мы предложили студентам внести свои улучшения в эту работу, – рассказывает один из преподавателей модуля Александр Панов, заведующий отделом Федеральный исследовательский центр «Информатика и управление» Российской академии наук РАН, руководитель Центра когнитивного моделирования МФТИ.

Проекты подобрали для участников разного уровня подготовки, поэтому каждый смог попробовать свои силы. По признанию самих молодых ученых образовательный модуль для них  –  это не только возможность получить новые знания, но и по-новому открыть для себя уже знакомые предметы. Так, Андрей Городецкий, выпускник МГТУ имени Баумана по специальности «Управление роботами», говорит, что обучение изменило его представление о том, чем он хочет заниматься в будущем: «Мне очень понравились лекции, особенно по нейроморфным вычислениям, я по-новому открыл для себя эту область. Раньше иначе представлял то, чем занимаются специалисты этого направления. Я узнал от специалистов компании Intel про использование нейроморфных контроллеров для управления реальными робототехническими системами. Это повлияло на мое видение реализации своих исследовательских проектов, хочу внедрить в них последние достижения».

Сейчас молодой человек стажируется в Центре когнитивного моделирования МФТИ, где занимается темой обучения с подкреплением. Андрей признается, что для него это одно из самых классных направлений в области искусственного интеллекта. Применяя оптимизацию для решения высокоуровневых задач управления роботом, ученые смогут добиться высокой автономности в работе роботизированных систем, повышения уровня их коллаборативности.

«Я надеюсь, благодаря этому мы скорее создадим условия, где роботы будут помогать нам в повседневной деятельности», добавляет Андрей.

Выпускница бакалавриата Санкт-Петербургского политехнического университета по направлению «Программная инженерия» Людмила Васильева признается, что область искусственного интеллекта невероятно интересна, ведь именно она может сильно изменить наш мир в ближайшем будущем: «Например, компьютерное зрение поможет развивать беспилотные транспортные средства и сделает этот вид транспорта безопаснее. В медицине новые технологии помогут врачам, избавив их от рутинной работы. На Летней школе я узнала новые метрики, подходы, модели и технологии, которые могут сделать процесс разработки таких решений быстрее, лучше, проще. В практической части мы работали над трекингом объектов на видео. Это достаточно новая для меня тема и она отлично вписывается в круг моих интересов. Ведь для беспилотников важно следить за объектами вокруг, определять куда двигаются машины, люди».

Людмила рассказывает, что во время обучения на летней школе заинтересовалась связью между робототехникой и искусственным интеллектом, машинным обучением. В будущем она планирует заниматься проектами по управлению беспилотными транспортными средствами, такими как робот-курьер или дрон-почтальон.

«Такие образовательные модули с нашими научными партнерами помогают объединять мотивированных ребят, которые интересуются наукой и хотят развиваться в этом направлении. Они формируют проектные команды, находят наставников из числа ведущих ученых. Я надеюсь, что эти студенты заинтересуются нашей магистратурой, аспирантурой и продолжат свое обучение в “Сириусе” на длительных программах, присоединившись к работе над прорывными проектами в области информационных технологий», — отметил Анатолий Ненашев, руководитель центра информационных технологий и искусственного интеллекта Университета «Сириус».

Лекции ведущих ученых школы доступны на YouTube-канале мероприятия для всех желающих.

Российская ассоциация искусственного интеллекта (РАИИ) — крупнейшая общественная академическая организация в области искусственного интеллекта в России и на территории бывшего СССР. РАИИ продолжает традиции международных браславских школ по искусственному интеллекту, которые проводились в конце XX — начале XXI века.