В процессе освоения программы планируется, что каждый обучающийся получит глубокое представление об особенностях развития детей раннего и дошкольного возрастов, технологиях их обучения и воспитания в условиях семьи и образовательной организации, сможет применить полученные теоретические знания и практические навыки в профессиональной деятельности уже с первого года обучения. Особенностью данной образовательной программы является совместная работа над её содержанием ведущими специалистами в области здоровья и развития детей, конструирования и реализации образовательных программ дошкольного образования (Федеральной образовательной программы дошкольного образования, Федеральной адаптированной программы дошкольного образования, парциальных образовательных программ различной направленности).
Преподавательский состав представлен педагогами АНОО ВО «Университет «Сириус» и АНОО «Президентский Лицей «Сириус», практикующими специалистами дошкольных образовательных организаций, компаний-партнёров АНОО ВО «Университет «Сириус», ведущих педагогических вузов РФ и победителей всероссийского профессионального конкурса «Лучший воспитатель России». Итоговая аттестация по программе проходит в форме демонстрационного экзамена и защиты дипломного проекта (работы).
Выпускник, освоивший образовательную программу, будет способен выполнять профессиональную деятельность в следующих областях:
- организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья и физического развития детей раннего и дошкольного возраста;
-
организация различных видов деятельности детей в дошкольной образовательной организации;
-
организация образовательного процесса по основным образовательным программам дошкольного образования в соответствии с Федеральными образовательными программами дошкольного образования и Федеральными адаптированными программами дошкольного образования;
-
организация воспитательного процесса детей раннего и дошкольного возраста в дошкольных образовательных организациях;
-
организация взаимодействия с родителями (законными представителями) детей и сотрудниками дошкольных образовательных организаций по вопросам развития и образования детей.
Направленность образовательной программы расширяет перечень профессиональных компетенций выпускника в следующих областях:
- организация процесса разработки и реализации парциальных образовательных программ дошкольного образования, интегрирующих образовательные области художественно-эстетического, познавательного и физического развития;
-
организация процесса разработки и реализации парциальной образовательной программы дошкольного образования, направленной на социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста, формирования у них социокультурной идентичности и патриотизма.
Учебный план включает:
1. Социально-гуманитарные дисциплины:
- Русский язык
- Литература и Родная литература
- Обществознание
- История (Россия в мире)
- Историко-культурное наследие России (История России)
- Культура речи и профессиональная коммуникация
- Иностранный язык в профессиональной деятельности
- Основы философии
- Естествознание
- Экономика (профильный)
- Физическая культура
2. Фундаментальные дисциплины:
- Математика (профильный)
- Анатомия и физиология высшей нервной деятельности
- Основы финансовой грамотности
- Основы безопасности жизнедеятельности
- Педагогика
- Психология
3. Общепрофессиональные дисциплины:
- Введение в специальность
- Нормативно-правовые основы организации образовательной деятельности в дошкольных образовательных организациях
- Возрастная анатомия, физиология и гигиена
- Дошкольная педагогика с практикумом
- Возрастная психология и психология развития
- Психология дошкольного возраста с практикумом
- Основы дефектологии
- Основы педагогической психологии
-
Основы социальной психологии с практикумом
-
Основы детской клинической психологии
-
Педагогическая диагностика с практикумом
-
Обучение и воспитание детей с особыми образовательными потребностями
-
Организация режима дня в дошкольных образовательных организациях
-
Взаимодействие дошкольных образовательных организаций с семьёй воспитанников
-
Теория и методика социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста
-
Теория и методика речевого развития детей дошкольного возраста
-
Теория и методика познавательного развития детей дошкольного возраста
-
Теория и методика физического развития детей дошкольного возраста
-
Теория и методика художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста
-
Психолого-педагогические и организационные условия образования детей раннего возраста
-
Организация развивающей предметно-пространственной среды
-
Медиаграмотность и цифровая безопасность в дошкольном образовании
-
Детские виды деятельности и их организация в группах детского сада
-
Адаптация ребёнка к детскому саду
-
Готовность ребёнка к обучению в школе
4. Специальные профессиональные дисциплины (часть, формируемая участниками образовательных отношений):
- Теории развивающего обучения
-
Реализация задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста в условиях экосистемы федеральной территории «Сириус»
-
Технологии выявления и сопровождения одарённых детей дошкольного возраста в условиях дошкольных образовательных организаций
-
Проектная деятельность в дошкольных образовательных организациях
-
Конструирование парциальных образовательных программ дошкольного образования
-
Интеграция дошкольного и дополнительного образования в обучении и воспитании детей
-
Музыкальное образование детей дошкольного возраста (практикум)
-
Детская литература и литературное образование детей раннего и дошкольного возраста (практикум)
-
Естественно-научное образование детей дошкольного возраста (практикум)
-
Кинематограф и анимация в обучении и воспитании детей дошкольного возраста (практикум)
-
Изобразительное искусство в обучении и воспитании детей раннего и дошкольного возраста (практикум)
-
Спорт в обучении и воспитании детей дошкольного возраста (практикум)
-
Лингвистическое образование детей дошкольного возраста (практикум)
В рамках учебных и производственных практик предполагается формирование у обучающихся практических навыков организации, реализации и анализа образовательной деятельности в дошкольных образовательных организациях, направленных на развитие, обучение и воспитание детей раннего и дошкольного возраста, в том числе в условиях экосистемы федеральной территории «Сириус». Научно-исследовательская работа в рамках освоения образовательной программы осуществляется в тесном сотрудничестве с Научным центром когнитивных исследований Научно-технологического университета «Сириус».
Примерные тематики дипломных проектов (работ):
1. Примерные темы выпускных квалификационных работ (обязательная часть):
- Формы двигательной активности детей старшего дошкольного возраста на прогулке
- Событийный подход в реализации задач духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста
- Развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр
- Активизация межличностного общения детей старшего дошкольного возраста посредством речевых игр
- Сюжетно-ролевая игра как средство развития мышления и воображения детей старшего дошкольного возраста
- Методика формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с нормой и нарушением речевого развития
- Технологии развития связной речи детей дошкольного возраста в процессе игр-драматизаций
- Профилактика нарушений речи у детей раннего возраста
- Ручной труд в системе трудового воспитания детей дошкольного возраста
- Формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о труде взрослых и профессиях
- Роль дидактической игры в развитии произвольности познавательных процессов детей дошкольного возраста
- Роль игрушки в социальном развитии и эмоциональном благополучии детей дошкольного возраста
- Использование моделей как средства формирования представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста
- Развитие математических представлений у детей 6–7 лет посредством информационных технологий
- Развитие пространственных представлений детей дошкольного возраста в процессе конструирования
- Формирование интереса к художественному слову у детей младшего дошкольного возраста
- Технологии обучения грамоте детей дошкольного возраста
- Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании как условие реализации Федеральных образовательных стандартов дошкольного образования
- Вариативные формы взаимодействия дошкольных образовательных организаций и семьи как условие развития педагогической компетентности родителей
- Организация просвещения и консультирования родителей по вопросам воспитания и обучения детей раннего возраста в условиях семьи
- Экспериментирование с объектами неживой природы как способ развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста
- Формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста на прогулке
2. Группы тем выпускных квалификационных работ (вариативная часть, в соответствии с направленностью основной образовательной программы):
- Технологии художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста в условиях экосистемы федеральной территории «Сириус»
-
Технологии естественно-научного образования детей дошкольного возраста на площадке Лабораторного комплекса Сириуса
-
Раннее физическое развитие детей дошкольного возраста в условиях спортивного кластера экосистемы федеральной территории «Сириус»
Приём документов на обучение по программам среднего профессионального образования проходит по 15 августа (за счёт средств АНОО ВО «Университет «Сириус») и по 26 августа за счёт средств физических и юридических лиц. Приём осуществляется на основании предоставления оригинала документа об образовании (аттестат за 9 класс). При формировании баллов для конкурсного списка учитывается сумма оценок по профильным предметам: математика, русский язык, биология, плюс баллы за индивидуальные достижения, в случае если такие имеются.