Порождение, передача и приобретение знаний

Основными целями направления являются разработка новых междисциплинарных подходов к исследованию наставничества и эффективности психотерапии и создание базы данных об активности мозга в разных ситуациях. 

Руководитель научного направления:
Елена Леонидовна Григоренко

Руководитель направления «Порождение, передача и приобретение знаний», доктор психологических наук, профессор Йельского университета (Нью-Хейвен, Коннектикут, США), профессор университета Хьюстона (Хьюстон, Техас, США), профессор факультета молекулярной генетики и генетика человека и факультета педиатрии Медицинского колледжа Бейлора (Хьюстон, Техас, США), ведущий научный сотрудник Haskins Laboratories Inc (Нью-Хейвен, Коннектикут, США), руководитель Лаборатории междисциплинарных исследований развития человека, СПбГУ (Санкт-Петербург, Россия), ведущий научный сотрудник Центра прикладных психолого-педагогических исследований МГППУ (Москва, Россия). Одним из ключевых профессиональных достижений Григоренко является разработка и адаптация в России психометрических инструментов для оценки познавательной деятельности, развития языка и речи. 

Научные интересы: развитие ребенка, диагностика, этиология и терапия аутизма, трудности в обучении, нарушения развития языка и речи, делинквентность.

Направления исследований:

Исследования направления посвящены изучению межличностной синхронизации в контексте образовательной деятельности и психотерапевтического процесса, а также исследованию функционирования мозга человека в динамике.

 

Проект направления:

1. Динамическая картина функционирования человеческого мозга в действии в сложных естественных условиях
Цель проекта – создание базы данных нервной деятельности и поведения человека в реальном времени. В исследовании будут использованы портативные установки для сбора данных электрической активности мозга и движений глаз во время двух модельных ситуаций — неформального (в музее) и формального (в школе) обучения. Основными результатами работы станут: инновационная технология для записи маркируемой нервной активности в реальных временных отрезках и ситуациях; первый каталог паттернов нервной активности определенных психических состояний. 

2. Оценка межличностной синхронизации в контексте наставничества
Цель проекта – изучение взаимодействия «наставник - ученик» на психофизиологическом и поведенческом уровнях. Для оценки межличностной синхронизации будут использованы методы одновременной записи мозговой активности нескольких участников, а также оценки синхронизации движений и речи. Данное исследование позволит углубить понимание процесса передачи знаний и навыков, поможет выделить наиболее эффективные элементы наставничества. 

3. Оценка межличностной синхронизации в процессе психологического консультирования
Цель проекта – разработка инновационного подхода к изучению эффективности психотерапии и психологической помощи через оценку диадной синхронизации. Основываясь на данных о том, что уровень межличностной синхронизации предсказывает эффективность вмешательства и снижение уровня симптомов, данный проект позволит сформулировать методические рекомендации по оказанию психологической помощи и усовершенствовать программу клинической подготовки специалистов.