О направлении
Основными целями направления являются разработка новых междисциплинарных подходов к исследованию наставничества и эффективности психотерапии и создание базы данных об активности мозга в разных ситуациях.

Руководитель

Елена Леонидовна Григоренко
Научный руководитель Научного центра когнитивных исследований, руководитель направлений «Порождение, передача и приобретение знаний» и «Расстройства аутистического спектра: наука и практика», доктор психологических наук
Главный научный сотрудник междисциплинарных исследований развития человека СПбГУ, ведущий научный сотрудник Центра прикладных психолого-педагогических исследований МГППУ
Направления исследований
Исследования направления посвящены изучению межличностной синхронизации в контексте образовательной деятельности и психотерапевтического процесса, а также исследованию функционирования мозга человека в динамике.
Проект направления
1. Динамическая картина функционирования человеческого мозга в действии в сложных естественных условиях
Цель проекта – создание базы данных нервной деятельности и поведения человека в реальном времени. В исследовании будут использованы портативные установки для сбора данных электрической активности мозга и движений глаз во время двух модельных ситуаций — неформального (в музее) и формального (в школе) обучения. Основными результатами работы станут: инновационная технология для записи маркируемой нервной активности в реальных временных отрезках и ситуациях; первый каталог паттернов нервной активности определенных психических состояний.
2. Оценка межличностной синхронизации в контексте наставничества
Цель проекта – изучение взаимодействия «наставник - ученик» на психофизиологическом и поведенческом уровнях. Для оценки межличностной синхронизации будут использованы методы одновременной записи мозговой активности нескольких участников, а также оценки синхронизации движений и речи. Данное исследование позволит углубить понимание процесса передачи знаний и навыков, поможет выделить наиболее эффективные элементы наставничества.
3. Оценка межличностной синхронизации в процессе психологического консультирования
Цель проекта – разработка инновационного подхода к изучению эффективности психотерапии и психологической помощи через оценку диадной синхронизации. Основываясь на данных о том, что уровень межличностной синхронизации предсказывает эффективность вмешательства и снижение уровня симптомов, данный проект позволит сформулировать методические рекомендации по оказанию психологической помощи и усовершенствовать программу клинической подготовки специалистов.
4. Грамотность как основа экономики знаний
Проект посвящен изучению основ и механизмов способностей к чтению, в частности – навыка понимания прочитанного. Планируется исследование большой выборки подростков с разным уровнем способности к чтению с помощью поведенческих, психофизиологических и генетических методов. Кроме того, будет создана обучающая мобильная игра для развития понимания прочитанного и практические рекомендации для помощи детям, которые испытывают трудности в чтении.