Грамотность как основа экономики знаний

Направление изучает основы и механизмы (не)способностей к чтению, в частности – навыка понимания прочитанного.

Руководитель научного направления:
Елена Леонидовна Григоренко

Руководитель направления «Порождение, передача и приобретение знаний», доктор психологических наук, профессор Йельского университета (Нью-Хейвен, Коннектикут, США), профессор университета Хьюстона (Хьюстон, Техас, США), профессор факультета молекулярной генетики и генетика человека и факультета педиатрии Медицинского колледжа Бейлора (Хьюстон, Техас, США), ведущий научный сотрудник Haskins Laboratories Inc (Нью-Хейвен, Коннектикут, США), руководитель Лаборатории междисциплинарных исследований развития человека, СПбГУ (Санкт-Петербург, Россия), ведущий научный сотрудник Центра прикладных психолого-педагогических исследований МГППУ (Москва, Россия). Одним из ключевых профессиональных достижений Григоренко является разработка и адаптация в России психометрических инструментов для оценки познавательной деятельности, развития языка и речи. 

Научные интересы: развитие ребенка, диагностика, этиология и терапия аутизма, трудности в обучении, нарушения развития языка и речи, делинквентность.

Хейкки Литинен

Профессор нейропсихологии развития, руководитель направления инклюзивного обучения всеобщей грамотности ЮНЕСКО Университета Йювяскюля (Финляндия), создатель игры Ekapeli (международное название GraphoGame) для обучения чтению с адаптацией под уровень развития ребенка. Научные интересы: обучение, трудности в обучении, чтение, овладение чтением, активные методики улучшения навыков чтения, обучение базовым навыкам чтения, GraphoLearn, GraphoGame, понимание при чтении, дислексия.

Направления исследований:

Планируется исследование большой выборки подростков с разным уровнем овладения навыком чтения с помощью поведенческих, психофизиологических и генетических методов. Кроме того, будут созданы русскоязычная версия обучающей игры GraphoLearn и практические рекомендации для помощи детям, которые испытывают трудности при овладении чтением.

Проект направления:

1. Исследование основ и механизмов способности к пониманию прочитанного
Ожидаемые результаты: 1) понимание причин снижения успешности в тестах грамотности, которое наблюдается у российских подростков в период с 4 по 8 класс; 2) уникальные междисциплинарные наборы данных, собранные на уровнях поведения, мозга и генов, для информирования международного научного сообщества об основах, связях и механизмах понимания прочитанного.

2. Проект по разработке эффективных практик обучения детей чтению
Ожидаемые результаты: 1) создание русскоязычных версий цифровой платформы GraphoLearn для развития навыков декодирования и понимания прочитанного; 2) разработка научных основ и способов обучения понимаю прочитанного российских школьников.