Дефицит кадров можно снизить за счёт роста производительности труда

Дефицит кадров можно снизить за счёт роста производительности труда

Внедрение новых технологий и новых бизнес-процессов в экономике России меняет требования к кадрам и саму систему их подготовки. Государство, вузы и бизнес работают сообща, совершенствуя процесс образования, а для рынка труда все более важное значение приобретает система профессиональных квалификаций, позволяющая подстраивать программы обучения под запросы работодателей. Эти и другие ключевые вопросы обсудили на одной из сессий ПМЭФ-2025, посвященной рынку труда.

Обеспечение рабочих мест необходимыми специалистами – один из основных вопросов последних лет для большинства отраслей экономики страны. В прошлом году Минтруд России по поручению президента РФ подготовил прогноз кадровой потребности на пятилетний период.

«По нашим оценкам, до 2029 года общий объем замещающей кадровой потребности, то есть в связи с тем, что люди будут выходить на пенсию, работодатели создавать новые рабочие места, составляет примерно 11 миллионов человек. Из них примерно 70 процентов - это потребность в специалистах со средним профессиональным образованием», – сообщил заместитель министра труда Дмитрий Платыгин.

Он пояснил, что потребность в специалистах с высшим образованием меньше не становится. Но изменения структуры экономики, в том числе связанные с процессом импортозамещения, серьезно увеличили спрос на высококвалифицированных рабочих.

Прогноз показал также изменение баланса поступлений в пользу инженерно-технических специальностей – как для высшего, так и для среднего профессионального образования. При этом сегодня есть дисбаланс между структурой выпуска и структурой потребности, поскольку в 2024 году менее половины выпускников имели среднее профобразование. А в лидерах по специальностям были экономика, управление, юриспруденция, то есть профессии, которые сейчас менее востребованы на рынке труда.

«Этот баланс должен регулироваться системно. То есть мы должны создать механизмы и инструменты, которые очень быстро и качественно переводят запрос рынка труда в систему образования. И система образования может чутко реагировать на изменяющуюся структуру спроса», – сказал в разговоре с «РГ» Дмитрий Платыгин.

Становление будущих специалистов начинается со школьной скамьи. И, учитывая, что сейчас в России формируется новый длительный технологический цикл, дальнейшее развитие рынка труда и технологий будет во многом определяться тем, какие направления дети выберут в школе, отметила председатель совета федеральной территории «Сириус», руководитель образовательного фонда «Талант и успех» Елена Шмелёва.

По её словам, всё исходит из желания самих детей, когда им становится интересна, например, математика или физика. И необходимо зафиксировать тот поворотный момент, когда школьники делают выбор в пользу естественнонаучных, математических дисциплин.

«Нам нужно давать детям и их педагогам доступ в реальные лаборатории, к реальным задачам, на реальные предприятия, и давать возможность попробовать что-то своими руками. Тогда появляется интерес, сопричастность и делается первый шаг к будущей профессии», – пояснила она.

Елена Шмелёва рассказала про действующий уже второй год эксперимент, когда выпускников 9-х классов набирают на программы Университета «Сириус». Это может быть одним из ответов на сегодняшний запрос рынка труда, которому остро нужны профессиональные кадры.

Другой пример подготовки высококвалифицированных специалистов привел ректор Московского физико-технического института Дмитрий Ливанов. Система образования этого вуза включает поиск талантливых школьников, очень интенсивное обучение на младших курсах и погружение в профессию с третьего курса, когда студенты получают знания и опыт на базовых кафедрах, в научных и бизнес-организациях.

«Они попадают в компанию не институтских преподавателей, а людей, работающих в научных лабораториях, инжиниринговых центрах, конструктивных бюро, в ИТ-компаниях. Они становятся, по сути, частью этих коллективов, которые занимаются реальным делом. Таким образом обеспечивается ранний вход в профессию. И через 5-6 лет такой подготовки человек полностью готов к профессиональной деятельности», – заверил ректор МФТИ.

Он также отметил, что в экономике есть не только проблема дефицита кадров, но и проблема низкой производительности труда. «У нас нет выбора кроме автоматизации, роботизации, внедрения новых технологий производства, более эффективных и высвобождающих людей для других отраслей. Вот это важнейшая задача, которая перед нами стоит», – сказал Дмитрий Ливанов.

На сессии поднимался также вопрос привлечения специалистов из сопредельных стран как еще одного ресурса для пополнения рынка труда. Важно только правильно определить их профессиональные возможности. Генеральный директор Национального агентства развития квалификаций Алексей Вовченко отметил, что есть два возможных пути – создание центров оценки квалификации в странах исхода трудовых мигрантов или проведение такой оценки уже на территории России. В обоих случаях определять квалификацию будут по тем критериям, которые разработаны российскими работодателями и профессиональными сообществами.

Вопросом привлечения и подготовки кадров заняты многие отечественные компании. Так член правления «Газпром нефти» Кирилл Кравченко рассказал про платформенную занятость, когда работодатель находит в режиме онлайн нужного специалиста, но привлекает его не на постоянную работу, а для реализации конкретного проекта. К примеру, услугами платформы Профессионалы 4.0. сегодня пользуются 80 крупнейших компаний страны, на ней зарегистрированы 50 тысяч специалистов.

Первый заместитель генерального директора, член совета директоров компании «ФосАгро» Сиродж Лоиков рассказал о корпоративной образовательной модели «Школа - колледж/вуз - предприятие», которая знакомит школьников и студентов с возможностями инженерных профессий. Она начиналась со школьного образования, потом в программу включили два колледжа и филиал Мурманского арктического университета.

«Я лично считаю, что высшее образование нужно еще больше приблизить к производству, потому что колледжи уже давно там», – заявил Сиродж Лоиков.

Конечно, работа с молодежью сегодня имеет свои особенности.

«Статистика показывает, что сейчас молодежь часто меняет работу. Для них конкурентная заработная плата не всегда является решающим фактором при принятии решения о выборе работодателя. Они могут обращать внимание на его бренд, на то, получат ли они баланс личной жизни и работы. Поэтому сейчас приходится очень тонко подходить к работе с молодежью», – рассказал главный управляющий директор ВЭБ.РФ Святослав Шевалье.

В целом, по мнению экспертов, важно учитывать, что экономика сегодня активно меняется, а значит, меняется и спрос на те или иные специальности. Поэтому важно не только готовить молодые кадры, но и вести переподготовку тех, кто уже есть на рынке труда, помогать им осваивать новые профессии.

Алексей Вовченко, генеральный директор Национального агентства развития квалификаций:

«Если не рассматривать способы экстенсивного роста, такие как, например, увеличение продолжительности рабочего дня, то нам жизненно необходимо повышать производительность труда. Это значит, что нужно обеспечить постоянный рост квалификации кадров и сразу готовить кадры с квалификациями, востребованными рынком труда».

Национальная система квалификаций позволяет смягчить структурный дефицит кадров. Прежде всего она помогает наладить эффективное взаимодействие работодателей и образовательных организаций. С 2018 года используется механизм совмещения государственной итоговой аттестации с независимой оценкой квалификации (НОК). Выпускники выходят из стен учебного заведения уже как специалисты с подтвержденной квалификацией и могут претендовать на более высокую оплату труда.

Один показательный пример. В Красноярском крае в 2023-2024 учебном году 17 процентов трудоустроенных студентов-станочников сдали профэкзамен на повышенный разряд – четвёртый, пятый и даже шестой вместо обычных второго-третьего.

А в 2024–2025 году, когда были скорректированы образовательные программы, этот показатель достиг 90 процентов. Таким образом, прохождение НОК выпускниками способствует росту производительности труда, более быстрой адаптации и закреплению на рабочем месте.


Подробнее
Дефицит кадров можно снизить за счёт роста производительности труда

Обратная связь

Нажимая на кнопку «СОГЛАСЕН», Вы подтверждаете, что проинформированы об использовании на нашем сайте файлов cookie, а также ознакомлены с нашей Политикой конфиденциальности.

Согласен