Специалисты участвовали в разработке проекта клинических рекомендаций «Расстройства аутистического спектра у детей».
Научно-практический совет Министерства здравоохранения России одобрил обновленный проект клинических рекомендаций «Расстройства аутистического спектра (РАС) у детей». Рекомендации были разработаны Ассоциацией психиатров и психологов за научно обоснованную практику и Союзом педиатров России при участии сотрудников Научного центра когнитивных исследований Университета «Сириус», в том числе Юлии Кузнецовой, Оксаны Таланцевой и Раисы Романовой. Документ необходим для оказания качественной научно обоснованной медицинской помощи.
«Пересмотр клинических рекомендаций происходит минимум один раз в три года. Это очень важная процедура, поскольку появляются новые методы и новые данные по уже существующим методам, а также хорошая доказательная база по ним. В частности, в обновленной версии пересмотрен раздел по лечению сопутствующих расстройств, раздел по диагностике дополнен тезис-рекомендациями по обследованию педиатра, гастроэнтеролога, офтальмолога, лабораторными исследованиями, в том числе генетическими. В разделе медицинской реабилитации добавились методики абилитации (сенсорная интеграция по Айрес и музыкальная терапия), появилось возможность назначения санаторно-курортного лечения», — рассказала руководитель группы направления «Инклюзия» Научного центра когнитивных исследований Университета «Сириус» Юлия Кузнецова.
Такие изменения позволяют обеспечить врача самой современной информацией для помощи пациенту, а для пациента расширят возможности получения качественной медпомощи. Зачастую психиатры часто неохотно ставят диагноз РАС, считая, что у ребенка не аутизм, а умственная отсталость, либо задержка психоречевого развития или шизофрения.
Проблемы диагностики РАС включают задержку в постановке диагноза — в большинстве случаев он ставится только через три года после начала симптомов, в среднем через шесть лет. Только в 10% случаев диагноз устанавливается при первом обращении к специалистам. При этом в каждом третьем случае родителям предлагают отложить диагностику и начало лечения. Одновременно некоторые научные школы не признают существование диагноза РАС, что затрудняет правильность диагностики и лечения. Также часто используются методы лечения без достаточного научного обоснования и не всегда применяются доказанные методы помощи детям с РАС. Кроме того, зачастую отмечается недостаточное знание и использование нормативных актов, регулирующих процесс диагностики и лечения детей с РАС.
В 2021 году ученые из Университета «Сириус» начали первое в России исследование распространенности (в научной терминологии — превалентности). В нем участвовали ученики 1–3-х классов общеобразовательных школ Воронежа. С помощью скрининга и последующей психологической диагностики были собраны данные о распространенности расстройств аутистического спектра, а также о сопутствующих интеллектуальных и языковых нарушениях.