Общая психология, психология личности, история психологии

Научная специальность 5.3.1

Образовательная программа ориентирована на подготовку высококвалифицированных специалистов — исследователей и преподавателей — с глубоким изучением и практическими навыками в ключевых областях психологической науки и практики с учётом изучения взаимоотношений в антропологических практиках, развития личности и одарённости в различных социокультурных контекстах.

Выпускники программы будут обладать следующими актуальными компетенциями:

Полученные знания и навыки могут быть применимы в образовании, индустрии и других перспективных и стратегически важных направлениях. Программа аспирантуры предусматривает возможность погружения и трудоустройства аспирантов:

Темы научных исследований
Как поступить
Вступительные испытания
Темы научных исследований

1) «Исследование психологических механизмов развития у детей способностей в науке, спорте, искусстве»

В фокусе внимания — феноменология сложных психологических механизмов становления детской одарённости: нелинейность процесса развития способностей, непрямая зависимость способностей и учебных достижений, инверсия одарённости (угасание выдающихся способностей ребенка к периоду взрослости), сочетание интеллектуальной одарённости и незрелости эмоционально-волевой саморегуляции, недостаточность социальных навыков, препятствующих интеграции одарённого человека в культурную среду, важную для дальнейшего развития его творческих способностей и креативности.

Целью исследования является изучение закономерностей развития одарённости и разработка научно-обоснованной модели психолого-педагогического сопровождения образования ребенка и подростка с выдающимися способностями. 

Научный руководитель:  кандидат психологических наук Наталья Владимировна Карпова, — старший научный сотрудник направления «Порождение, передача и приобретение знаний» Научного центра когнитивных исследований Научно-технологического университета «Сириус», 34 публикации, 98 цитирований, h-индекс: 7.


2) «Исследование отношений совместности в обучении и психотерапии»

Современная психология и педагогика всё больше обращаются к идее совместности (со-бытийности, со-участия) как ключевому фактору эффективности образовательных и терапевтических процессов. В условиях роста цифровизации, индивидуализации и социальной разобщённости проблема подлинного диалогического взаимодействия (М. М. Бахтин, Ф. Е. Василюк, К. Роджерс)) приобретает особую значимость. В образовательных практиках смена парадигмы обучения: переход от авторитарной модели к «учебному сотрудничеству» требует изучения механизмов совместной деятельности, где знания конструируются в диалоге. В исследованиях психотерапии исследования психотерапевтического альянса доказывают, что «качество отношений» важнее, чем выбранный метод. Феномен «совместного смыслопорождения»: в нарративной, диалогической и экзистенциальной психотерапии результат зависит от «со-творчества» (М. М. Бахтин, Д. А. Леонтьев, Ф. Е. Василюк, В. Франкл).). Исследования в данной области позволят углубить понимание совместности в обучении и психотерапии, раскрыть дополнительные факторы повышения продуктивности данных антропологических практик, обнаружить новые культурные психотехники. Дополнительным эффектом для исследователей будет повышение их компетентности как практикующих психологов-консультантов, психотерапевтов. Исследование проводится в партнёрстве с Ассоциацией профессиональных психологов «Понимающая психотерапия» и Президентским Лицеем «Сириус».

Научный руководитель:  кандидат психологических наук Анна Михайловна Федосеева, — научный руководитель направления «Порождение, передача и приобретение знаний» Научного центра когнитивных исследований Научно-технологического университета «Сириус», 88 публикаций, 183 цитирований, h-индекс: 6.


3) «Исследование процессов опосредствования в обучении, переживании, взаимодействии»

Идея опосредствования, разрабатываемая в культурно-деятельностном подходе (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, П.Я, Гальперин и др.), остаётся одной из ключевых для понимания закономерностей развития человека в современном мире. В настоящее время она приобретает особую актуальность в контексте новых социальных, технологических и антропологических вызовов. Исследование процессов опосредствования в обучении, переживании и взаимодействии позволяет не только расширить теоретические представления, но и предложить практические решения в образовании, психотерапии и социальной работе. В российских практиках развивающего обучения и понимающей психотерапии процессы опосредствования оказываются в «фокусе» научного и практического изучения в рамках психотехнического подхода. В психотерапии исследование того, как человек опосредствует переживание культурными средствами (нарративы, символы, ритуалы) для осмысления трудного жизненного опыта в критической ситуации, важно для консультативной практики. В образовании и социальных практиках важно понять, как само опосредствование «случается», когда взрослый (учитель, коллега) уместен в продуктивном действии ученика. Каким образом должно происходить присвоение культурного образца в технологии РО? Какой педагог нужен ребёнку? Какими компетенциями он должен обладать? Как должно быть устроено опосредствование в совместно-распределённой деятельности (групповой)? Какие методические материалы необходимы педагогам и специалистам службы психолого-педагогического сопровождения? Все эти вопросы ждут своего исследователя. Дополнительным эффектом для исследователей будет повышение их компетентности как практикующих психологов-консультантов, коррекционных педагогов-психологов, преподавателей. Исследование проводится в партнёрстве с Ассоциацией профессиональных психологов «Понимающая психотерапия» и Президентским Лицеем «Сириус».

Научный руководитель:  кандидат психологических наук Анна Михайловна Федосеева, — научный руководитель направления «Порождение, передача и приобретение знаний» Научного центра когнитивных исследований Научно-технологического университета «Сириус», 88 публикаций, 183 цитирований, h-индекс: 6.

4) «Изучение пластичности субъективного восприятия времени в условиях быстро меняющейся среды»

Восприятие времени является базовой психологической функцией, оно пронизывает и связывает все психические процессы. В рамках данного исследования будут изучаться особенности восприятия времени в условиях быстро меняющейся среды, например, в экстремальном спорте, а также с изменением степени иммерсивности среды при применении технологий виртуальной реальности. Полученные ранее данные о влиянии физических упражнений на восприятие времени будут расширены и дополнены. В ходе проведения исследования будут разработаны методики оценки особенностей восприятия времени, полезных для эффективного выполнения отдельных спортивных задач, а также методик изменения субъективного течения времени, опирающихся на понимание нейрофизиологических механизмов, лежащих в основе данных процессов. Исследование будет реализовываться совместно с Ресурсным центром междисциплинарных исследований спорта Университета «Сириус».

Научный руководитель:  кандидат психологических наук Ольга Владимировна Сысоева, — научный руководитель научного направления «Развитие человека: мозг и психика» Научного центра когнитивных исследований Научно-технологического университета «Сириус», ведущий научный сотрудник Лаборатории высшей нервной деятельности человека Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии Российской академии наук, 76 публикаций, более 1000 цитирований, h-индекс: 20.

Как поступить

Приём заявлений в аспирантуру открыт с 3 марта 2025 и заканчивается 11 июля 2025 года.

Для подачи заявления необходимо зарегистрироваться в Личном кабинете и прикрепить электронные копии следующих документов:

  • СНИЛС
  • паспорт
  • диплом об образовании либо справку из учебного заведения
  • фотографию
  • распечатать, подписать и приложить сканированную копию согласия на обработку персональных данных и заявления.

При наличии, прикрепляются документы подтверждающие индивидуальные достижения (публикации, тезисы и т.д.).

Ознакомится с полным перечнем индивидуальных достижений, зачитываемых в качестве результатов за вступительные испытания или в качестве доп. баллов можно на сайте.

После проверки ваше заявление будет принято и назначена дата письменного вступительного испытания. Обо всех изменения абитуриентов информируют в личном кабинете, по электронной почте и указанным телефонам.

Экзамены сдаются дистанционно в два этапа: письменный экзамен и собеседование.

Списки поступающих, зачисленных на обучение, будут опубликованы на сайте.

Вступительные испытания

Программа вступительных испытаний будет опубликована позднее

Узнать больше

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ


Обратная связь

Нажимая на кнопку «СОГЛАСЕН», Вы подтверждаете, что проинформированы об использовании на нашем сайте файлов cookie, а также ознакомлены с нашей Политикой конфиденциальности.

Согласен