Образовательная программа направлена на подготовку высококвалифицированных специалистов – исследователей и преподавателей с углубленными знаниями и практически применимыми навыками в области психологии.
Научно-исследовательская деятельность аспирантов программы «Общая психология, психология личности, история психологии» направлена на получение новых знаний об индивидуальных различиях людей (на всех этапах развития начиная с рождения) в разных характеристиках, которые связаны с успешностью в обучении, науке, спорте или искусстве.
Исследования в этом направлении помогут разработать рекомендации для создания программ индивидуального обучения, что позволит готовить специалистов, способных эффективно отвечать на вызовы современного общества, экономики и науки.
Программа реализуется на базе Научного центра когнитивных исследований.
Количество мест: 2
Форма обучения: очная
Продолжительность: 3 года
Что отличает Университет «Сириус»?
Расстройство аутистического спектра (РАС) представляет собой нарушение нейроразвития, ключевыми характеристиками которого являются нарушения навыков социального взаимодействия и коммуникации, а также наличие ограниченных (ригидных) и повторяющихся форм поведения (стереотипий) (American Psychiatric Association, 2013). Концептуализация аутизма как спектра отражает значительную гетерогенность его проявлений и возможных этиологических факторов, что проявляется в различной степени выраженности нарушений в обозначенных ключевых доменах, значительной вариативности языкового и когнитивного функционирования (Munson et al., 2008; Nevill et al., 2019), различиях в уровне адаптивного функционирования и высокой коморбидности РАС с другими нарушениями нейроразвития, аффективными и поведенческими трудностями (Levy et al.). Предложенные темы исследований направлены на выявление РАС-специфичных профилей языкового развития и адаптивного функционирования в зависимости от выраженности ключевых симптомов РАС. Исследование будет реализовываться в рамках проекта «Оценка превалентности РАС в России» направления «Расстройства аутистического спектра: наука и практика» Центра когнитивных исследований.
Научный руководитель: Елена Леонидовна Григоренко – доктор психологических наук, PhD, профессор Научного центра когнитивных исследований, научные интересы: развитие ребенка, диагностика, этиология и терапия аутизма, трудности в обучении, нарушения развития языка и речи, делинквентность, 328 публикаций, 10898 цитирований, h-индекс: 56.
«Анализ невербальных индикаторов терапевтического контакта: междисциплинарный подход»
В рамках взаимодействия психолога-консультанта и клиента качество терапевтического контакта является важным предиктором успешности терапии (Koole et al., 2016). До сегодняшнего дня большая часть работ, посвященных анализу качества отношений, фокусировалась на самоотчетах и анализе вербальной продукции во время сессии (Elvins & Green, 2008). Данное исследование направлено на выявление поведенческих и психофизиологических коррелятов терапевтического контакта в диадах психолога и клиента, отражающих мозговую и моторную синхронизацию.Одним из наиболее перспективных методов исследования диадной синхронизации является гиперсканирование, так как оно позволяет получить синхронные записи мозговой активности в процессе взаимодействия при использовании электроэнцефалограммы (Dikker et al., 2017; Feldman, 2007). В рамках данного исследования будет проведена одновременная регистрация ЭЭГ с целью оценки синхронизации ритмов электрической активности головного мозга у клиентов и психологов-консультантов. На поведенческом уровне за счет анализа видеозаписей взаимодействия клиентов и психологов-консультантов при помощи метода Motion Energy Analysis (MEA) будет получен профиль невербальной синхронизации в диадах.
Научный руководитель: Елена Леонидовна Григоренко – доктор психологических наук, PhD, профессор Научного центра когнитивных исследований, научные интересы: развитие ребенка, диагностика, этиология и терапия аутизма, трудности в обучении, нарушения развития языка и речи, делинквентность, 328 публикаций, 10898 цитирований, h-индекс: 56.
Целью исследования является описание диадной синхронизации в ситуации наставничества на психофизиологическом и поведенческом уровне.В рамках данного исследования будет изучаться уровень диадной синхронизации (где будут операционализированы общие факторы наставничеста) между наставником и учеником на психофизиологическом и поведенческом уровнях. Механизм межличностной синхронизации способствует построению социальных отношений, привязанности и эмпатии (Delaherche et al., 2012), повышает эффективность деятельности, в рамках которой синхронизация осуществляется.
Предполагается, что степень синхронизации в диадах учитель – ученик будет оказывать влияние на эффективность передачи неявного (таситного) знания. Наставником в данном контексте является носитель экспертного знания (или навыка), регулярно взаимодействующий с «наставляемым» предполагает изучение нейрофизиологических показателей передачи и приобретения знаний в ситуации взаимодействия ученика и учителя с помощью портативного ЭЭГ оборудования. Кроме того, будут применены опросные методы и анализ поведения диады, а также выделены наиболее эффективные вербальные и невербальные элементы наставничества, которым можно будет обучать начинающих наставников. Площадкой исследования станет Образовательный центр «Сириус», поскольку интегрирует в себе образовательный процесс и наставничество в различных сферах (наука, спорт, искусство).
Научный руководитель: Ирина Валерьевна Голованова – кандидат психологических наук, старший научный сотрудник направления «Порождение, передача и приобретение знаний» Научного центра когнитивных исследований Научно-технологического университета «Сириус», научный сотрудник Лаборатории междисциплинарных исследований развития человека СПбГУ, 3 публикации, 11 цитирований, h-индекс: 2
Ключевое свойство компьютерной игры – наличие постоянно изменяющейся среды, динамика трансформации которой зависит как от непосредственного участия в ней игрока (Kühn, Gallinat & Mascherek, 2019), так и от внутренних процессов игры, которые заданы заранее, но неизвестны для игрока. Несмотря на оптимальность использования компьютерных игр в качестве среды для изучения когнитивных процессов, в российской литературе, в отличии от зарубежной, существенно меньше исследований, посвященных данной проблеме. Принятие решений — это процесс выбора из множества альтернатив для достижения желаемого результата, который взаимосвязан с личностными характеристиками и эмоциональным состоянием (Si, et al., 2020). Важно отметить, что при принятии решений в динамической и быстро изменяющейся среде, этот процесс происходит мгновенно (Ashford, Abraham & Poolton, 2021). Более того, каждый сделанный выбор и каждое принятое решение влияют как на тактику каждого конкретного игрока, так и на тактику всей команды. Тщательное изучение навыков принятия решений в прикладной практике в спорте помогло лучше понять процесс принятия решений в игровых взаимодействиях (Araújo, et al., 2019), тем не менее непосредственную динамику данного процесса наилучшим образом можно отследить именно в процессе киберспортивного взаимодействия. Поскольку данная среда более приспособлена для регистрации психофизиологических показателей непосредственно в момент принятия решений. Для реализации данного проекта планируется синхронная регистрация биоэлектрических показателей всех участников команды в процессе игры, а также последующее поведенческое кодирование самой игры. Планируется создать математическую модель принятия решений в естественной среде.
Научный руководитель: Елена Леонидовна Григоренко – доктор психологических наук, PhD, профессор Научного центра когнитивных исследований, научные интересы: развитие ребенка, диагностика, этиология и терапия аутизма, трудности в обучении, нарушения развития языка и речи, делинквентность, 328 публикаций, 10898 цитирований, h-индекс: 56.
Прием документов на обучение по программам аспирантуры будет проходить в два этапа.
Даты первого этапа: 1 марта – 23 июня 2024 года (18:00 по мск)
Даты второго этапа: 24 июня – 30 августа 2024 года (18:00 по мск)
Для участия в первом этапе необходимо подать заявление в личном кабинете абитуриента в срок до 23 июня 2024 года (18:00 по мск)
Приложить набор документов:
2. Выгрузить сформированное системой заявление и согласие на обработку персональных данных, распечатать, подписать, фото/скан приложить в личный кабинет.
3. После проверки документов Приемной комиссией, необходимо зайти в личный кабинет абитуриента и выбрать удобную дату для прохождения письменного экзамена из предложенных;
4. В случае успешного прохождения письменного экзамена (40 баллов и более), вас пригласят на собеседование, с датами собеседований можно ознакомиться в личном кабинете и правилах приёма.
5. В случае успешного прохождения вступительных испытаний подать согласие на зачисление и оригиналы документов до 29 июля 2024 года включительно.
6. Ознакомиться со списками зачисленных первого этапа: 1 августа 2024 года.
Для участия во втором этапе: подать заявление в личном кабинете в срок до 30 августа (18:00 мск) 2024 года.
1. Приложить набор документов;
2. Выбрать даты вступительных испытаний.
3. Написать письменный экзамен и пройти собеседование.
4. В случае успешного прохождения вступительных испытания подать согласие на зачисление и оригиналы документов: до 18 сентября (18:00 мск) 2024 года.
5. Ознакомиться со списками зачисленных второго этапа на сайте: 23 сентября 2024 года.
Программа вступительных испытаний
В рамках вступительных испытаний всем поступающим необходимо: