В детстве Евгения Хацанова любила делать скворечники и обожала океанариумы, а сейчас проводит исследования о механизмах управления подводных бионических роботов. Женя мечтает, чтобы ее роботы выполняли глобальную экологическую миссию и очищали воду мировых океанов. Рассказываем, как магистрантка Научно-технологического университета «Сириус» уверенно идет к цели.
Волшебники, которые создают будущее
Евгения уверена, что интересы человека, как и любовь к определенным наукам закладываются, еще в раннем возрасте. Она была папиной дочкой, любила проводить время с ним в гараже, разбираться в разных деталях и благодаря такому увлечению развивала инженерное мышление, математические способности.
«В детстве мы строим что-то из кубиков, пробуем их ставить по-разному и проверяем, что получится. Так развивается пространственное мышление. Дальше мы взрослеем, занимаемся математикой и это то же самое, только на других материях», – рассуждает студентка.
Интерес к робототехнике проявился у Жени в старших классах. В московской школе № 1502, где она училась, была лаборатория FabLab с лазерным гравером, 3D-принтером. Прикладной формат технических наук привлек школьницу. В 10 классе Женя сделала проект, победила на московском инженерном конкурсе и поняла, что хочет связать жизнь с технологиями, которые меняют мир:
«На конкурсе один преподаватель сказал “Инженеры – это волшебники, которые создают будущее”. Я загорелась сделать что-то такое, без чего будет невозможна жизнь людей в дальнейшем», – делится Женя.
Что нужно знать, чтобы построить робота
Впервые в «Сириус» Женя попала, когда училась на последнем курсе бакалавриата. Интенсивная профильная программа Университета по робототехнике и мехатронике показалась студентке невероятно сложной и помогла выйти на новый уровень. Евгения отмечает, что одним из ключевых моментов стало знакомство с интересными и целеустремленными ребятами. Среда единомышленников не просто вдохновляет, а задает высокую скорость в получении навыков и знаний.
Поэтому после бакалавриата Женя решила попробовать свои силы и сдать экзамены в магистратуру Университета «Сириус». Получив высокие баллы, она оказалась в рядах магистров-первопроходцев университета.
Студентка рассказывает, что систему обучения в «Сириусе» отличает акцент на прикладном значение каждого предмета. Чтобы достичь главной цели – спроектировать робота, нужны практические навыки, поэтому студенты точно понимают, зачем изучать ту или иную дисциплину и как применить ее на практике. Программа выстроена прицельно под исследования, которые проводят студенты.
«Ты не можешь сделать робота без теории управления, например. Программировать ты, скорее всего, будешь на С++, но абсолютно все задачи на этом языке замкнуть сложно, поэтому часть удобнее разбирать на Python. Получается, что ты понимаешь, зачем нужен каждый предмет, зачем ты его учишь, нет проходных дисциплин, а практику дополняешь работой в лаборатории – наверное, лучшей в России. Не знаю, на каких заводах, кроме передовых, еще есть возможность работать с таким оборудованием», – говорит Женя.
Каждую дисциплину студенты изучают интенсивами по 2–3 недели, а затем сдают зачеты и экзамены. Женя рассказывает, что это помогает полностью погрузиться в предмет и подробно разобраться в деталях.
Еще одной особенностью можно считать современную методику преподавания. «Я перестала бояться задавать вопросы, потому преподаватели открыты к обратной связи и дискуссиям», – говорит студентка.
Исследовательская работа Жени связана с разработкой бионических подводных роботов. Девушка отмечает, что она смогла объединить свои основные интересы: океан, экологию и точные науки.
«Какое-то время я работала в компании, которая специализируется на разработке фильтров воды для больших производств. Мне нравится экологичность. Поэтому я решила создать бионического робота, который будет фильтровать воду», – делится Женя.
Дрон должен двигаться как настоящая рыба, органично встраиваться в среду, чтобы не вредить океану. «Например, винты, которые традиционно используются, очень шумные, происходит кавитация. Идея в том, чтобы делать что-то более безопасное», – уточняет студентка.
Сейчас совместно с научным руководителем Женя работает над формой робота и системой управления. Девушка уверена, что после магистратуры продолжит заниматься робототехникой. Осязаемый и прикладной результат приносит ей удовольствие от процесса.