По вопросам участия в программе просим обращаться по адресу cdpo@talantiuspeh.ru
Курс «Старение и клеточная смерть: эволюционный и механистический аспекты» позволит слушателям получить базовые представления об основах регулируемой клеточной гибели, клеточного старения и старения организмов. Будут детально рассмотрены на молекулярном уровне механизмы таких типов клеточной гибели как апоптоз, некроптоз, пироптоз, нетоз, аутофагия, и другие, Будут обсуждаться гипотезы о механизмах старения многоклеточных, как на уровне организма в целом, так и на уровне отдельных типов клеток. Целью курса является составление у студентов целостного представления о разновидностях регулируемуемой гибели клеток у животных и растений, о старении на клеточном и организменном уровне, а также обучение студентов методам анализа состояния и жизнеспособности клеток.
Задачей курса является получение базовых теоретических знаний о физиологии старения организма, а также о биологии клетки, в особенности в контексте клеточного старения и регулируемой клеточной смерти. Кроме того, в задачи курса входит развитие умения использовать полученные базовые знания для самостоятельной научной работы. В рамках курса рассматриваются роль клеточной гибели в онтогенезе и физиологии организмов, классификация типов клеточной гибели, механизмы основных вариантов программируемой клеточной смерти: апоптоз, некроз, некроптоз, пироптоз, нетоз, аутофагия и другие. Обсуждаются болезни, физиологически связанные с нарушением регуляции клеточной смерти. Отдельно рассматривается связь клеточного старения с окислительным метаболизмом и целостностью генетического аппарата клетки. Подробно рассматриваются сенсорные и эффекторные механизмы: сборка активационнных платформ на основе «рецепторов смерти», пермеабилизация митохондрий, активация специфических протеаз, убиквитинилирование и деубиквитилирование регуляторных белков, роль транскрипционного фактора р53, митохондриально-ядерный cross-talk. Обсуждаются генетические модели для изучения процесса клеточной гибели, фенотипы мышей с нокаутами по ключевым компонентам механизмов клеточной гибели и «спасение» фенотипа у двойных и множественных нокаутов, в том числе, с учетом возможности проекции на патологии человека при межвидовых различиях и высокой гетерогенности фенотипических проявлений у людей. Анализируется характер регулируемой клеточной смерти у одноклеточных эукариот, эволюционные предпосылки возникновения механизмов альтруистической гибели отдельных клеток или особей в популяции, рассматриваются эволюционные примеры генетически детерминированного феноптоза и «отложенного старения».
Цель курса
Целью курса является составление у студентов целостного представления о разновидностях регулируемуемой смерти клеток у животных и растений, о старении на клеточном и организменном уровне, а также обучение студентов методам анализа физиологического состояния клеток, детекции и индукции клеточной гибели. Акцент будет сделан на применении этих фундаментальных знаний в современной биотехнологии и медицине.
Предполагаемый объем - 108 ак.ч. (3 з.е.)
Тематическое содержание модуля
Раздел 1. Теоретические основы регулируемой смерти клеток
1. Разнообразие видов ПКС
2. Значение ПКС для живых организмов
3. Эволюция путей ПКГ у животных
4. Клеточная гибель у растений
5. Митохондриальный путь апоптоза.
6. Инструктивный апоптоз, рецептор FAS
7. Инструктивный апоптоз, рецепторы семейства TNFR
8. Некроптоз
9. Аутофагия и ее регуляция
10. Нетоз
11. Системная биология в изучении гибели клеток
12. Структурно-функциональные основы взаимодействия митохондриома с остальными клеточными системами – с ЭПР, ядром, цитоскелетом, везикулярной системой транспорта и выделения
Раздел 2. Старение на клеточном и организменном уровнях
1. Концепция генетической программы старения
2. Феноптоз в природных популяциях, предпосылки его возникновения
3. Физиология животных с отложенной программой старения
4. Концепция старения как катастрофы ошибок на клеточном уровне
5. Особенности клеточного старения
6. Повреждения ДНК и мутации
7. Транскрипционный фактор P53
8. Клеточное старение, митохондрии и активные формы кислорода
9. Старение и иммунитет
Раздел 3. Практическое изучение клеточной смерти
1. Принципы флуоресцентной и конфокальной микроскопии
2. Принципы проточной цитометрии
3. Методы определения физиологического состояния клеток
4. Способы детекции клеточной гибели
5. Проточная цитометрия и флуоресцентная микроскопия в анализе клеточной гибели
6. Анализ TNF-опосредованной цитотоксичности
7. Анализ клеточного ответа на повреждение ДНК
8. Аналитический подходы в исследовании состояния митохондрий in situ, in vivo, in vitro. Базовые принципы диссекционного и интегрального анализа выделенных митохондрий
Руководитель направления «Иммунобиология и биомедицина», Научный центр генетики и наук о жизни, член научно-технологического совета Университета «Сириус
Доктор биологических наук, профессор, академик РАН
На обучение по программе образовательного модуля приглашаются обучающиеся по программам специалитета (студенты старших курсов биологических и медицинских специальностей), магистратуры, ординатуры и аспирантуры.
Общее число обучающихся программы – до 25 человек.
Входные компетенции, оцениваемые на этапе отбора
- базовые знания в области молекулярной биологии и биохимии (наличие зачтенных курсов лекций по данным дисциплинам);
- владение английским языком на уровне понимания текста научной публикации (уровень владения должен быть не ниже pre-intermediate).
Мотивационное письмо
Письмо должно содержать информацию о том, почему конкурсанту важно попасть именно на этот образовательный модуль, какие знания и компетенции он/она планирует развить в результате прохождения обучения.
Резюме. Основные пункты:
- ФИО, дата рождения, место учебы;
- Основные курсы в области молекулярной биологии, биохимии, биоинженерии и иммунологии, прослушанные ранее, и оценки по ним, если проходила промежуточная атестация;
- Опыт работы в научной лаборатории (название лаборатории, название научного проекта, основные компетенции, которые удалось развить в процессе работы);
- Пять наиболее значимых научных публикаций (при наличии);
- Участие в научных школах и конференциях (наименование, дата, формат участия – слушатель / постерный доклад / устный доклад) (при наличии);
- Уровень знания английского языка.
Критерии оценки:
1. Аргументированность позиции соискателя;
2. Степень владения базовыми молекулярно-биологическими и биохимическими дисциплинами (на основании количества прослушанных курсов и оценок по ним);
3. Опыт лабораторной работы;
4. Участие в научных конференциях и школах;
5. Качество научных публикаций;
6. Уровень владения английским языком.
Всем, кто прошел конкурсный отбор и был приглашен на программу, необходимо привезти с собой один из следующих документов:
1. Справка о получении второго компонента вакцины или однокомпонентной вакцины от COVID-19, либо сертификат профилактической прививки от COVID-19, в том числе с портала Госуслуг – в электронном или бумажном виде;
2. Медицинский документ или сертификат с портала Госуслуг о перенесенном заболевании COVID-19 (с выздоровления не более 6 месяцев до заезда) – в электронном или бумажном виде;
3. Справка о медицинском отводе и отрицательный результат ПЦР-теста на коронавирус, полученный не ранее, чем за 72 часа до заезда в Университет.
А также:
Справка с места учебы, взятая не ранее, чем за 3 месяца до начала образовательной программы.
По приезде в Университет участникам образовательного модуля следует предоставить оригиналы указанных документов во время регистрации участников.
АНО ВО «Университет «Сириус» обеспечивает проживание, проезд / перелет по территории РФ и питание для участников программы.
Плата за обучение на программе не взимается.
К участию в программе допускаются только граждане РФ.
Университет «Сириус» – это пространство, где студенты, ведущие ученые и представители российских технологических компаний объединяются, чтобы разрабатывать новые технологии и внедрять их в привычную жизнь. У каждого студента нашей страны есть возможность стать частью команды, которая меняет мир вокруг.
Специально для этого в «Сириусе» были созданы краткосрочные интенсивные программы, участниками которых могут стать студенты из всех регионов страны. Все программы созданы в партнерстве с ведущими компаниями и посвящены актуальным вопросам и направлениям в науке.