Ученые Университета «Сириус» впервые показали базовые механизмы обучения

11 октября 2023

Ученые Университета «Сириус» впервые показали базовые механизмы обучения

Ученые Университета «Сириус» впервые показали базовые механизмы обучения

Обучение тесно связано со множеством процессов в организме. И знание об этих связях открывает широкие перспективы для образования. Многие педагоги учитывают современные открытия и стараются строить свои методики на основе данных о том, как работает наше мышление. Ученые из Университета «Сириус» впервые показали базовые механизмы обучения, ранее описанные на отдельных нейронах, теперь на уровне системной организации целого мозга. Наука многое знает о том, как отдельный нейрон передает сигналы, создает новые связи и в конце концов «записывает» данные, формируя основы памяти. Однако о системных изменениях в процессе обработки информации до сих пор известно немного. Исследователи Университета «Сириус» заполняют белые пятна фундаментальной когнитивистики, получая абсолютно новые сведения о работе человеческого мозга. Результаты этой научной работы опубликованы в авторитетном международном научном журнале PLOS One.

Наш мозг обучается постоянно, даже когда мы этого не замечаем. Например, когда младенец слышит родную речь и через какое-то время начинает различать ее в потоке других звуков. Как же это происходит и что мы можем сделать для того, чтобы все обучение было бы таким легким и непринужденным? Исследователи из «Сириуса» попытались ответить на этот вопрос.

Изменения в активности мозга при выполнении разных действий и решении задач часто изучают во время экспериментов с людьми и животными. Как правило, в исследованиях с участием человека считывают показатели работы его мозга с помощью неинвазивных методов — электроэнцефалографии или магнитно-резонансной томографии. Ученые «Сириуса» впервые описали базовые механизмы обучения на уровне системной организации мозга. Ранее этот процесс подробно представляли на уровне отдельных нейронов: изучались механизмы латерального торможения (состояния, когда возбуждение одного нейрона вызывает замедление другого) и долговременной потенциации (когда укрепляются связи между нейронами, что меняет способ их взаимодействия друг с другом при обработке информации). Такие изменения в связях мозга — один из основных способов, с помощью которых наш мозг усваивает и хранит новую информацию.

Исследователи «Сириуса» применяли быструю сенсорную стимуляцию с частотой около 13 Гц и длительностью две минуты, иначе говоря — подавали в наушники звуки в быстром темпе. Такая стимуляция вызывала эффекты, схожие с долговременной потенциацией, когда активность синапсов усиливают повторяющиеся действия. А на уровне работы мозга способствовала лучшему различению предъявляемого звука. Похожий процесс запускается, когда человек пытается что-то выучить.

«Наша работа показала, что мозг человека очень гибкий и постоянно подстраивает свою активность под изменяющиеся условия. К примеру, достаточно двух минут прослушивания звуков в быстром темпе, чтобы нейронные сети, отвечающие за обработку как этого звука, так и близких к нему по тону, изменились. Эта перестройка в мозге способствует выделению значимых для нас звуков из общего потока», — говорит научный руководитель направления «Нейробиология устной и письменной речи при расстройствах развития» Научного центра когнитивных исследований Университета «Сириус» Ольга Сысоева.

Многочисленные исследования с участием как людей, так и животных показали, что подобный характер активности мозга можно использовать в качестве маркера нейрофизиологических изменений. Полученные в «Сириусе» данные позволяют описать этот процесс системно — на уровне взаимосвязанных мозговых процессов, а не отдельных нейронов, как было раньше.

Материал подготовлен и опубликован в издании Сириус. Журнал