Сенсомоторные механизмы восприятия речи в детском возрасте: психофизиологическое исследование

Сенсомоторные механизмы восприятия речи в детском возрасте: психофизиологическое исследование

О проекте

Целью проекта является изучение сенсомоторных механизмов восприятия речи в детском возрасте.

Сроки реализации проекта: 2024 - 2025 гг.


ПРОЦЕДУРА ИССЛЕДОВАНИЯ

Дети проходят процедуру регистрации биоэлектрической активности головного мозга при помощи электроэнцефалографии (ЭЭГ) с использованием нескольких экспериментальных парадигм, направленных на изучение сенсомоторных зон головного мозга. Также участники исследования проходят оценку постуральной устойчивости в рамках стабилографического исследования.

Команда проекта имеет большой опыт работы с маленькими детьми, в том числе в рамках грантовых проектов, результаты которых опубликованы в ведущих отечественных и зарубежных изданиях.

Актуальность проекта

В настоящее время наблюдается увеличение процента речевых нарушений в отечественной детской популяции (Макаров & Емелина, 2017). Данные нарушения включают в себя различную этиологическую составляющую, в связи с чем важно дифференцировать вклад отдельных механизмов в формирование речевых нарушений. Изучение вклада сенсомоторных механизмов в восприятие речи в детском возрасте, когда данный механизм только формируется, с использованием новых экспериментальных парадигм и алгоритмов анализа, позволит выявить особенности его работы в зависимости от возрастного этапа.

Научная и практическая значимость проекта

В рамках проекта будет описано влияние сенсомоторных механизмов на восприятие речи в детском возрасте, которые  могут стать основой для профилактических и коррекционных мероприятий при речевых расстройствах, связанных с данными механизмами.

Ожидаемые результаты

В рамках проекта будут выделены сенсомоторные механизмы речевого восприятия в детском возрасте с использованием комплексного подхода. Будет применена новая эффективная экспериментальная нейрофизиологическая парадигма исследования сенсомоторной системы у лиц детского возраста, также применимая для лиц с трудностями произвольной регуляции и коммуникации.

С помощью сопоставления нейрофизиологических и поведенческих показателей, включающих изучение свойств мю- и альфа ритмов ритмов с применением оригинальных алгоритмов анализа данных, а также оценки речевых и когнитивных навыков участников исследования, будет выявлен вклад сенсомоторных механизмов в речевое восприятие в детском возрасте.