В День студента сотрудники Университета «Сириус» рассказали о своих студенческих годах

25 января 2021

В День студента сотрудники Университета «Сириус» рассказали о своих студенческих годах

В День студента сотрудники Университета «Сириус» рассказали о своих студенческих годах

Сергей Артурович Недоспасов
академик РАН, доктор биологических наук, профессор, руководитель направления «Иммунобиология и биомедицина»

В студенческие годы я никогда не любил экзамены, особенно устные. Тянул билет, садился готовиться и нередко впадал в какой-то ступор.

К счастью, на Физтехе, где я учился (а учиться на первых трех курсах было очень трудно!), в моде были письменные экзамены по всем основным предметам. На них можно было приносить любую литературу, некоторые приходили натурально с рюкзаками. Расчет был на то, что если ты не знаешь, то не успеешь за 2 часа освоить материал, и сдашь максимум на троечку.

Поэтому, когда через много лет я стал заведующим кафедрой в МГУ, то внедрил письменные экзамены по большинству спецкурсов. Причем работу проверяло всегда не менее двух человек. Так объективнее, и студенты всегда оценивали эту инновацию положительно. Буду предлагать внедрить эту практику и в Университете «Сириус».

 

Дмитрий Анатольевич Иванов
профессор, руководитель направления «Биоматериалы»

Начало моей студенческой жизни случилось давно, это было еще в СССР в 1982 году. Но я очень хорошо запомнил эту долгожданную перемену в моей жизни, когда из школьника вдруг превратился в независимого взрослого человека – студента Московского физико-технического института. 

Мне хотелось стать самостоятельным, и я был очень рад, что МФТИ выделял комнаты в общежитии даже москвичам. Именно с общежитием и связаны многие воспоминания о моей студенческой жизни и курьезы.

Учеба в МФТИ основывалась на выполнении заданий, которые состояли из многих десятков задач. Особенно волнительной была сдача самого первого такого задания. Как обычно, подготовка затягивалась и многое приходилось доделывать уже в последнюю ночь. 

В тот раз мы решали задачки наперегонки с моим соседом по комнате, одногруппником и одноклассником Максимом Садовским. Помню, что в какой-то момент решили попить чай, бросили жребий, кому ставить чайник, и, успешно решив эту задачу, снова углубились в основные.

Только в третьем часу ночи, когда с задачами было покончено, мы опомнились. Отчетливо помню, как шел по длинному темному коридору общаги (кухня была в самом конце коридора), и там в темноте ярко светился красный шар чайника.

На электрической плите алюминиевый чайник разогрелся практически до температуры плавления!  Остывал он до самого утра.

 

Максим Владимирович Лиханов
старший научный сотрудник направления «Прикладная когнитивная психология и нейронаука»

Я учился на лингвистике и, сколько себя помню, мы все время сдавали лексические минимумы: по английскому, немецкому, сербскому, латинскому и древнегреческому. Нужно было перед экзаменом выучить минимум по 300-400 слов в дополнение ко всем остальным испытаниям. Я готовился к сессии заранее, так что у меня всегда было время, чтобы делать это в комфортном режиме. Я разработал свою «систему», и тогда еще не знал, что этот метод показан как один из немногих эффективных в рамках так называемой «Образовательной нейронауки» (educational neuroscience).

Сейчас я знаю, что этот метод называется «Интервальное обучение» (Spaced learning). Я выписывал слова на лист (т.е. еще и шпаргалку делал), а затем просто их читал и старался припомнить. Ровно полчаса. Следующие полчаса я смотрел серию сериала на английском (дополнительное оправдание, если готовился к английскому). И снова возвращался к повторению. Таким образом, не уставая от зубрежки и смотря легкие сериалы, я выучил все эти языки, и закончил университет с красным дипломом.

Ссылка на пруф: https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fnhum.2013.00589/full

 

Леонид Альбертович Меркин

руководитель направления «Финансовая математика и финансовые технологии»

Мои студенческие годы пришлись на конец 1980-х - начало 1990-х годов. Это было время экономического коллапса и тотального дефицита всего, в том числе научных книг. В учебном расписании у нас был полуторачасовой перерыв на обед, который я часто использовал на «рейды» по центральным книжным магазинам Москвы.

За книгами по специальности приходилось охотиться. Вот вышел новый справочник по программированию, проходит несколько часов, и он уже везде распродан. Когда я бывал в других городах – в Ленинграде, Киеве, Риге – обязательно привозил много книг. Они задерживались там на прилавках чуть подольше, чем в Москве. Была ещё возможность заказывать книги на следующий год по планам издательств, но, чтобы оставить открытки с заказами, выстраивались такие очереди, что моему сокурснику в этой толкучке как-то сломали ребро. Жили мы весело.

 

Андрей Сергеевич Москвич
руководитель отдела защиты интеллектуальной собственности

Я учился в Канаде, на инженерном факультете университета МакГилл. По традиции, там все первокурсники проходят инициацию – соревнуются друг с другом в течение недели, выполняя необычные задания старшекурсников.

Нашему потоку досталось задание разобрать машину декана профессора Мизры и собрать её на крыше здания факультета. Это нужно было сделать быстро, не сломав автомобиль, и при этом не быть пойманными сотрудникам безопасности.

Операция прошла успешно: в команде из 30-40 парней мы за ночь перетаскали её по деталям и заново собрали на крыше факультета.

Конечно же, на утро декан потребовал вернуть машину на парковку. Как позже я узнал, это задание – часть многолетней традиции университета. Поэтому профессор Мизра оставлял машину на всю неделю инициации на своем парковочном месте, а охранники нас «не замечали» ни в грузовом лифте, ни на лестнице, ни на крыше в течение нескольких часов.

Однако было обидно, что наша команда так и не выиграла в этом соревновании. Другие ребята оказались еще более сорви-головами, чем мы.

 

Анатолий Сергеевич Ненашев
руководитель Научного центра информационных технологий и искусственного интеллекта

Многие яркие воспоминания студенческих лет связаны, конечно же, с сессией. Все знают, что в ночь перед экзаменом надо высунуться в окно и кричать «Халява, приди!» Но у нас в университете пошли дальше.

В ночь накануне экзаменов в нашем студенческом общежитии двоечники забегали в комнаты отличников и вытаскивали «халяву» у них из-под подушек. Спать было невозможно. Приходилось прятаться, чтобы тебя не нашли. Как правило, мы ночевали в комнатах друзей. В эту ночь вообще было никого не застать у себя. И не то, чтобы было жалко свою «халяву», просто хотелось выспаться.