«У ученого есть колоссальный диапазон возможностей и свобода выбора» – студент Университета «Сириус» о пути в педагогику через науку

26 июля 2023

Заниматься исследованиями, чтобы связать свою жизнь с преподаванием – такой неочевидный путь выбрал Артем Воронов, студент уже второго курса магистратуры «Математическая робототехника и искусственный интеллект». Еще в старших классах школы он понял, что хочет преподавать физику и математику, однако в педагогический университет поступать не стал. Как наука поможет студенту открыть свою школу, зачем он программирует роботов в Университете «Сириус» и почему считает, что ученый, на самом деле, может работать, кем захочет.

Артем окончил физический факультет Уральского федерального университета им. Б.Н. Ельцина и сразу после окончания бакалавриата отправился исполнять свою мечту – стал работать учителем в общеобразовательной школе, но довольно быстро понял, что ему не хватает компетенций, и принял решение продолжить обучение в магистратуре. Педагогический университет был слишком очевидным решением, но Артем захотел сменить обстановку и выйти из зоны комфорта.

«Хоть я и собираюсь связать свою жизнь с преподаванием, я не просто так выбрал науку. Будучи ученым, ты можешь и в школе преподавать, и в университете, можешь стать популяризатором науки, да хоть блогером. Это колоссальный диапазон возможностей и свобода выбора, чем тебе заниматься. Когда ты занимаешься чем-то фундаментальным, у тебя всегда есть возможность сделать шаг в сторону и популяризировать то, что ты знаешь. Получается ты владеешь материалом, а не только методикой. Эта свобода меня и подкупила», – делится своими размышлениями Артем.

Тогда Артем узнал, что в Университете «Сириус» открыта программа магистратуры «Математическая робототехника и искусственный интеллект». Говорит, что, изучив сайт, даже перестал рассматривать другие варианты и начал готовиться к экзаменам. «Мне показалось, что “Сириус” – это максимальная близость к науке и морю – идеальная комбинация», смеется.

Так Артем поступает в магистратуру Университета «Сириус» и снова оказывается в роли ученика. Вместе с научным руководителем Антоном Ширяевым, Артем работает над моделированием движения робота, а именно над его возможностью вставать со стула. В последние десятилетия ученым удалось добиться значительного прогресса в том, что касается повторяющихся паттернов движения роботов – они умеют ходить и даже бегать. Однако роботы должны научиться делать еще много чего – садиться и вставать со стула, поднимать чемодан или ставить книгу на полку и пока еще с этим у них большие проблемы. У этой работы есть совершенно прикладная история – когда ученые научат делать подобное роботов, это может помочь людям восстанавливать двигательные функции, которые были утрачены в силу травм и различных заболеваний.

Прежде чем перейти к программированию робота, студенту необходимо провести анализ движения самого человека, математически описать каждое движение, чтобы понять, как человек вообще совершает движения. После чего будет получена модель, которую уже можно будет применять на роботах. В перспективе эти исследования могут привести к созданию подобия экзоскелета или отдельных роботизированных частей тела. Так маломобильные пациенты смогут снова получить возможность полноценно двигаться.

Оказавшись снова в роли студента, Артем не отказался от преподавательской деятельности. Так, уже со второго семестра он начал преподавать клубные занятия «Нестандартная физика» для детей в Образовательном центре «Сириус». А совсем недавно он вместе с аспирантами университета выиграл грант на организацию детского научного клуба «Экспериментум наукус‎» для детей федеральной территории «Сириус». Занятия начнутся уже в сентябре этого года.

«Наш проект посвящен популяризации естественных наук: физики, биологии и химии. Мы будем проводить необычные мастер-классы и интерактивные занятия, чтобы у современных детей появился интерес к науке, мотивация к обучению и стремление придумывать и изобретать что-то новое. Мы стремимся развивать в ребятах любопытство, желание экспериментировать и исследовать окружающий мир», – поясняет Артем.

По словам магистранта, преподавание – это то, к чему лежит душа, и с чем связана его большая мечта – открыть свою естественнонаучную школу, где будут преподавать и физику, и биологию, и химию, и робототехнику.

«С одной стороны, я обожаю физику, потому что она приоткрывает завесу к познанию мироздания и мне самому нравится все время узнавать что-то новое. С другой стороны, преподавание – это мое желание оставить после себя что-то значимое, а именно поколение увлеченных наукой людей. И здесь в “Сириусе” я нашел симбиоз того, что так люблю. Все, что я сейчас изучаю и чем занимаюсь, обязательно будет применимо в будущем, чтобы исполнить мою мечту и открыть свою школу», – говорит Артем.

Получается, наука способна открыть двери не только в лаборатории и к научным открытиям, а еще и позволяет нащупать свой собственный путь в педагогику. Волшебство науки или наука волшебства, решать вам. А всех решившихся на нестандартные карьерные траектории, ждем в магистратуре «Сириуса», скучно не будет точно, а возможностей море. Успеть подать заявку необходимо до 28 июля.