День российской науки: вклад ученых «Сириуса»

8 февраля 2022

День российской науки: вклад ученых «Сириуса»

8 февраля в нашей стране ежегодно отмечается День российской науки. Наука играет выдающуюся роль в развитии не только нашего государства и общества, но и всего мира. Российская наука подарила миру множество великих имен и открытий и продолжает завоевывать всё новые вершины. «Сириус» довольно молодой университет, но уже тоже успел сделать свой вклад в развитие науки нашей страны.

Научные центры университета «Сириус» вносят свой вклад в реализацию приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации. Их возглавляют ведущие российские ученые с мировым именем, реализующие прорывные исследовательские проекты. На основе результатов исследований научные сотрудники создают прототипы продуктов и технологий, которые в среднесрочной перспективе будут формировать образ российской высокотехнологичной индустрии. Запрос на результаты научных проектов формируют предприятия-партнеры.

Рассказываем о некоторых открытиях, которые сделали наши ученые с момента появления «Сириуса» на научном небосводе.

Полная последовательность генома человека

Сотрудники «Сириуса» входят в состав международного консорциума Telomer to Telomer, которому удалось, спустя 20 лет после первой публикации генома человека, впервые описать полную последовательность 22 аутосом человека, а также X-хромосомы «от кончика до кончика». Данная работа является фундаментальным достижением: реконструированная последовательность генома будет использоваться мировым научным сообществом вместо предыдущих неполных версий генома. Сотрудники Университета в этом проекте отвечали за биоинформатическую постановку задачи и сборку ранее не декодированных участков в геноме человека. Две научные публикации по этому направлению планируются к выпуску в этом году в авторитетном журнале Science.

Самые маленькие наночастицы

Химики «Сириуса», СПбГУ и Академического университета имени Ж.И Алфёрова создали самые маленькие наночастицы металл-органических полимеров, которые позволят определить содержание тяжелых металлов в воде. Разработанный химиками способ синтеза наночастиц вносит большой вклад в нанотехнологию и координационную химию, поскольку дает возможность синтезировать наночастицы из других металл-органических каркасных структур. Полученные частицы могут быть использованы как люминесцентные сенсоры для определения ионов железа, меди и хрома в воде. Содержание этих металлов в воде может быть опасно для человека и животных, поскольку их накопление в тканях может приводить к заболеваниям нервной и кровеносной систем, а также желудочно-кишечного тракта.

Платформа для анализа вакцин разного типа

В «ковидную» эпоху ученые «Сириуса» разработали уникальную высокотехнологичную платформу для всестороннего анализа гуморального и клеточного иммунитета в ответ на различные вакцины и на их комбинации при ревакцинациях и в случае перенесенной инфекции. В результате исследований были выявлены особенности иммунного ответа на две векторные вакцины (Sputnik-V и AstraZeneca), две мРНК вакцины (BionTech/Pfizer и Moderna), цельновирионную вакцину («КовиВак») и пептидную вакцину («ЭпиВакКорона»). Показали, что ревакцинация значительно повышает уровень нейтрализующих антител.

Генетическая история древнего населения Русской равнины

Университет «Сириус» – главный исполнитель проекта «Генетическая история древнего населения Русской равнины», который является примером интеграции гуманитарных и естественных. Ученые впервые получили обширные данные геномного секвенирования и анализа «древней ДНК» многих образцов славянских и скифских культур, населявших территорию России в разные исторические периоды. По итогам проекта впервые будет охарактеризована генетическая структура населения Русской равнины и изменения в генофонде населения этой обширной территории с древнейших эпох и до позднего Средневековья.

Препараты для лечения инфекций, устойчивых к антибиотикам

Один из ключевых проектов направления «Биотехнология» посвящен разработке новых лекарств для профилактики и преодоления резистентности бактерий к противомикробным препаратам. Устойчивость к антибиотикам, которую со временем приобретают бактерии, — глобальная угроза для человечества. Ученые «Сириуса» совместно с ведущими научными центрами России разрабатывают концептуально новые подходы — препараты, подавляющие системы защиты патогенных бактерий от действия антибиотиков, новые бактериолитические ферменты и РНК-вакцины против жизнеугрожающих инфекций, для которых характерно развитие антибиотикорезистентности. РНК-вакцина должна быть готова к клиническим исследованиям до конца 2023 года.

Ученые «Сириуса» и сегодня продолжают свои исследования, результаты которых нам предстоит узнать в будущем. Также в 2022 году планируется открытие новых центров и направлений: направление рационального природопользования, которое по мере развития имеет перспективы трансформироваться в полноценный научный центр; центр интеллектуальных и беспилотных транспортных средств, призванный стать основой будущей «передовой инженерной школы» по одноименному направлению. Ждем еще больше научных открытий и свершений.

Поздравляем с праздником всех причастных и неравнодушных к науке! Будьте любопытны, не переставайте задавать вопросы и непременно находите ответы. Благодаря науке наша жизнь становится лучше, комфортнее и гораздо увлекательнее.