Языки обучения и читательская грамотность у младших школьников: окулографическое исследование

Языки обучения и читательская грамотность у младших школьников: окулографическое исследование

О проекте

Проект направлен на изучение поведенческих и окулографических (движение глаз) характеристик процессов чтения на русском языке у детей младшего школьного возраста, обучающихся по программам монолингвального и полилингвального образования в регионах Российской Федерации. Площадками исследования являются Федеральная территория «‎Сириус»‎, где преподавание общешкольных предметов ведется на одном языке (монолингвальная программа), и Республика Татарстан, где в ряде школ преподавание осуществляется более чем на одном языке (полилингвальная программа). В рамках проекта также реализуется разработка методики измерения навыка беглости чтения на татарском языке.

Срок реализации проекта: 2024 - 2025 гг.


ПРОЦЕДУРА ИССЛЕДОВАНИЯ

Этап 1. Методологический

На данном этапе будет разработан тест для оценки навыка беглости чтения на татарском языке. Члены исследовательской группы предложат участникам выполнить задания, где нужно будет прочитать предложений, тексты, а также заполнить опросник про языковой опыт. Длительность около 30 минут. 

Этап 2. Экспериментальный  

Во второй части исследования будет проведена регистрация движений глаз младших школьников, обучающихся по программам моно- и полилингвального образования во время чтения предложений с помощью айтрекера. Длительность около 40 минут.

Актуальность проекта

Чтение является одним из наиболее важных когнитивных навыков, обучение которому происходит в дошкольном и младшем школьном возрасте. Дети, растущие в полилингвальной среде, овладевают чтением на нескольких языках одновременно. Существующие мировые исследования указывают на преимущества билингвального образования в овладении читательской грамотностью на втором (доминирующем в обществе) языке у детей начальной школы (см. обзоры Francis и др., 2006; Bialystok, 2018). Однако имеющиеся исследования преимущественно (1) применяют поведенческие методы и (2) рассматривают билингвальную образовательную среду, представленную родственными языками из одних языковых семей (например, испанский-английский, французский-английский). Поэтому данный проект нацелен на (1) изучение процессов чтения и понимания прочитанного с помощью психофизиологических методов, а именно записи движения глаз; (2) изучение процессов чтения билингвов, проживающих в Российской Федерации, на примере носителей татарского языка.

Научная и практическая значимость проекта

Научная и практическая значимость проекта основывается на трех аспектах:

1. Фундаментальный аспект: в научной области, изучающей процессы и механизмы чтения, есть острая необходимость в кросс-лингвистических исследованиях с использованием метода айтрекинга (см. Siegelman и др., 2022; Kuperman и др., 2023). Кросс-лингвистические исследования необходимы для обновления теорий и моделей чтения, так как существующие теории и модели не учитывают лингвистическое разнообразие мира и построены исключительно на материалах романо-германских языков (Siegelman и др., 2022). 

2. Методологический аспект: фундаментальное изучение когнитивных процессов, таких как чтение и понимание письменного текста невозможно без разработки валидных инструментов. Поэтому для достижения поставленной научной цели команда проекта разработает методику измерения навыка беглости чтения на татарском языке.

3. Практический аспект: при организации образовательной деятельности необходимо учитывать особенности процессов и механизмов чтения и понимания письменного текста. Такие знания об обработке текста непосредственно во время чтения позволят сделать акцент на морфологическом, лексическом и синтаксическом уровнях языка во время параллельного обучения чтению на нескольких языках. Практическая значимость разработки валидных инструментов измерения навыков чтения младших школьников на всех языках, которыми они владеют, обусловлена также необходимостью ранней идентификации трудностей в овладении навыками чтения.

Ожидаемые результаты

В ходе проекта будут получены следующие результаты, значимые для науки и практики в области психолингвистики, психофизиологии и образования: 

  1. Впервые будет разработан и апробирован тест для оценки навыка беглости чтения на татарском языке для детей школьного возраста. 

  2. Будут дополнены данные корпуса движений глаз при чтении предложений на русском языке типично развивающимися детьми 1-6 классов (ChiRSC, Lopukhina et al., 2022). 

  3. Будет проведен сравнительный анализ характеристик глазодвигательной активности и лингвистических навыков, связанных с навыками чтения и понимания прочитанного у младших школьников, обучающихся по моно- или полилингвальной программам обучения. 

  4. По результатам исследования будет опубликовано три статьи в рецензируемых научных журналах.