Грамотность как основа экономики знаний: нейронаучный подход

Грамотность как основа экономики знаний: нейронаучный подход

О проекте

Проект «Грамотность как основа экономики знаний» посвящен изучению основ и механизмов способностей к чтению, в частности – навыка понимания прочитанного. Исследование проходит на большой выборки подростков с разным уровнем способности к чтению с помощью поведенческих, психофизиологических и генетических методов.

Исследование предполагает оценку процессов чтения на разных уровнях: (часть 1) когнитивно-поведенческом (опросники и тесты), (часть 2) нейрофизиологическом (запись электроэнцефалограммы), (часть 3) генетическом (взятие образца слюны).

 

ПРОЦЕДУРА ИССЛЕДОВАНИЯ

Часть 1. Когнитивно-поведенческие методы

В первой части исследования участник (ребёнок) проходит тестирование когнитивных и языковых способностей. Член исследовательской группы предлагает участнику выполнить задания, связанные с навыками грамотности (например, прочитать или написать отдельные слова), языковыми способностями (например, выбрать картинку по описанию или найти ошибку в предложении), вниманием и памятью, визуальным восприятием. Длительность около 2-х часов.

Часть 2. Нейрофизиологические методы

Во второй части исследования мы проводим регистрацию электрической активности мозга с помощью электроэнцефалографии (ЭЭГ) – безболезненного и безопасного метода. В течение этого времени участник находится перед монитором, на экране которого демонстрируется слова, картинки, видеоролики. Задача участника – внимательно смотреть на экран и выполнять простые задания (закрывать глаза по просьбе экспериментатора, нажимать на кнопки). Регистрация активности мозга проводится с помощью специального набора электродов. Они закреплены на эластичной шапочке, и под каждый электрод мы поместим небольшое количество геля (для обеспечения контакта с кожей). Используемое нами электрофизиологическое оборудование сертифицировано в России и соответствует международным стандартам безопасности. Длительность около 3-х часов.

Часть 3. Генетические методы

В третьей части исследования мы просим участника сдать образец слюны для генетического анализа. Генетический анализ будет проводится для углубленного понимания причин индивидуальных различий по чтению, так как генетический фактор может быть связан с вариативностью индивидуальных показателей по чтению и с эффективностью того или иного вмешательства, направленного на облегчение овладением навыка чтения.

Слюна может быть использована только для научных проектов по данной теме. Полученные генетические данные будет анонимно проанализированы нами и сопоставлены с другими результатами исследования. Информированное согласие на забор, хранение и использование образца слюны получается на дополнительном бланке. Длительность сбора образца составляет 5-10 минут.

Актуальность проекта

Во-первых, работа сосредотачивается на недостаточно  изученном периоде приобретения знания - подростковом  возрасте. В  литературе по чтению преобладают работы по чтению в детстве, а не в подростковом возрасте, хотя есть  основания полагать, что в дошкольном и младшем  школьном возрасте чтение, как навык, используется значительно меньше и играет значительно менее принципиальную роль в приобретении знаний, чем в  подростковом возрасте. 

Во-вторых, в предполагаемой  работе рассматривается понимание прочитанного, однако предполагается  сбалансированный подход к навыкам на уровне слова и на  уровне текста, как в статическом, так и в динамическом плане. 

В-третьих, в реализуемом проекте мы берем на себя задачу объяснить дефицит, демонстрируемый российскими подростками в показателях чтения. Поскольку понимание  прочитанного - это основной навык для вхождения на  современный рынок труда и достижения на нем успеха,  особенно в экономиках знаний, принципиально важно  понять, что происходит с формированием необходимых  навыков у учеников 5-11 классов.

Научная и практическая значимость проекта

Цель проекта – раскрыть причины несоответствия показателей успеваемости в чтении между ранним школьным и подростковым возрастом у российских детей̆ с помощью поведенческих, психофизиологических и генетических методов. В рамках проекта планируется разработка методологических подходов к оценке навыков чтения и понимания прочитанного для детей и подростков, испытывающих трудности с чтением.

Основные исследовательские вопросы:

  1. Какую роль играет лексико-семантический контекст при понимании значения новых слов в подростковом возрасте? 
  2. Влияет ли слуховая ритмическая стимуляция на процесс... грамматических суждений? 
  3. Какими стратегиями чтения пользуются подростки, хорошо и слабо читающие и понимающие прочитанное? 
  4. Какую роль в понимании прочитанного подростков играют такие навыки и способности как декодирование, беглость чтения, глубина словарного запаса, рабочая память в разной модальности? 
  5. Изучить генетические факторы, которые влияют на развитие навыков чтения и способности к пониманию прочитанного. Описать нейробиологические пути, задействованные в формировании этих навыков. 

Ожидаемые результаты

В ходе проекта будут получены следующие результаты, значимые для науки и практики в области грамотности:

1. Уникальные нейроимиджинговые, генетические и поведенческие данные, собранные на большой  выборке подростков. Такая база позволит: 

  • Оценить у данных подростков навыки чтения на  уровне слова и текста, навыки устной речи и другие  связанные навыки (общее когнитивное развитие, исполнительные функции). 

  • Охарактеризовать мозговые ответы подростков при выполнении (1) экспериментальных задач, связанных с чтением (т.е. регистрация вызванных  потенциалов (ВП) при выполнении задач по определению контекста для словесных, метафорических и буквальных выводов на уровне  текста и задач по интеграции контекста), и (2) натуралистических задач (т.е. регистрация  электроэнцефалограммы (ЭЭГ) в реальном времени  во время чтения текста). 

  • Провести полногеномное секвенирование с низким покрытием (ПГСнп) и оценить  как индивидуальные различия в геноме участников формируют различия в нейробиологических показателях (ЭЭГ и ВП) и показателях чтения на уровне слов и текста.

2. Создание русскоязычных инструментов, предназначенной для тестирования читательских способностей.

3. Научные публикации в ведущих научных рецензируемых изданиях на основе собранных  данных (включая публикации в журналах первого и второго квартилей, Q1 и Q2).