Исследование стратегий чтения у подростков с разными языковыми навыками и уровнем понимания прочитанного

Исследование стратегий чтения у подростков с разными языковыми навыками и уровнем понимания прочитанного

О проекте

Проект направлен на изучение особенностей окуломоторной активности и глазодвигательных стратегий при выполнении заданий на чтение текстов на русском языке у подростков с разными читательскими способностям.

Срок реализации проекта: 2024 - 2025 гг.


ПРОЦЕДУРА ИССЛЕДОВАНИЙ

Всего процедуру исследования можно разделить на два больших этапа. 

Первый этап:

  • анализ существующих глазодвигательных данных о чтении параграфов подростками в возрастном промежутке 14-17 лет. Подобный анализ с применением метода анализа сканпасов необходим нам для понимания потенциальных стратегий чтения у подростков с разными навыками чтения.

Второй этап:

  • на основе результатов предыдущего этапа будет составлена экспериментальная парадигма, где будут проверены применение глазодвигательных стратегий для чтения полных текстов при выполнении разных заданий.

  • будет написан методологический обзор литературы с целью выявить все возможные современные способы анализа глазодвигательных характеристик.

Актуальность проекта

На сегодняшний момент существуют убедительные предположения о том, что движения глаз чувствительны к высокоуровневым процессам, происходящим во время чтения текстов. В первую очередь на это указывают в исследованиях, рассматривающих взаимосвязь между специфическими паттернами чтения (далее – стратегии чтения) и пониманием прочитанного. В настоящий момент в современной когнитивной науке нет единой классификации стратегий чтения, когда речь идет о специфических паттернах взгляда. Более того, глазодвигательные характеристики, описываемые в одних исследованиях как отражение использования предположительно успешных или неуспешных стратегий чтения, в других работах могут иметь обратную корреляцию. Также, несмотря на внушительные знания о том, как различия в языковых навыках отражены в отдельных характеристиках взгляда при чтении слов или предложений, до сих пор проводилось мало исследований глазодвигательных характеристик во время чтения текста. Например, существует мало данных о том,  какими стратегиями пользуются успешные читатели при выполнении заданий на чтение текстов. Таким образом, исследование стратегий чтения текстов с разными заданиями у читателей с разными лингвистическими навыками становится актуальной задачей.

Научная и практическая значимость проекта

Можно выделить три аспекта значимости результатов предлагаемого исследования: теоретический, методологический и практический. 

Теоретический

Хорошо изучено, как процесс чтения отражается в глазодвигательной активности на уровне слов или предложений. Но для исследования процесса понимания прочитанного существующих знаний недостаточно, так как текст обладает собственными свойствами и принципами построения, и обработка текста как целого не может быть исчерпывающе описана через уровень предложений или слов. Применение метода окулографии позволит оценить, какие процессы происходят в этот момент в сознании человека. Например, по длительности фиксаций и их количеству можно сделать вывод об уровне когнитивной нагрузки  и о том, какие фрагменты текста вызывают наибольшую сложность. По количеству возвратных движений по тексту можно оценить, какими стратегиями пользовался читатель для выполнения заданий или для устранения непонимания смысла прочитанного. Оценка всего паттерна во время чтения текста может наиболее точно визуализировать стратегию, выбираемую для чтения, так как мы будем видеть не только общие количественные показатели на каждом слове, но и последовательность применяемых корректирующих движений. Таким образом, для фундаментальной науки о чтении переход на уровень исследования обработки текстов является важным и необходимым этапом развития. 

Методологический

Применение метода анализа сканпасов вносит вклад в развитие методологии анализа данных взгляда, так как использование такого метода при чтении не является широко распространенной практикой. Увеличение количества исследований с применением такого анализа глазодвигательной активности, полученной на разных задачах и стимулах, позволит лучше описать и зафиксировать все преимущества и ограничения метода.

Практический

В практическом смысле, результаты исследования могут  стать основой для интервенций, которые разрабатываются для читателей с трудностями. Например, применение интервенций для понимания прочитанного на основании технологии EMME (eye-movement modeling examples) показало свою эффективность в англоязычном поле (Salmerón et al, 2020; Bednarik et al, 2018, Emhardt et al, 2023). Для воссоздания подобных интервенций на русском языке прежде требуется четкое представление о том, как двигается взгляд при чтении разных текстов и выполнении разных заданий нормотипичными читателями. То есть необходимо определить условно эталонные траектории взгляда, чтобы использовать их в качестве модели для читателей с трудностями.

Ожидаемые результаты

  1. Будет собран массив поведенческих и глазодвигательных данных подростков при чтении текстов с разными заданиями на чтение.

  2. Будет произведен анализ стратегий чтения у подростков с разными лингвистическими способностями и уровнем понимания прочитанного.

  3. Будет создана первая версия классификации стратегий чтения, выраженных в глазодвигательных характеристиках, применяемых к разным заданиям на чтение.

  4. По результатам исследования будут опубликованы три статьи в рецензируемых научных журналах.