Научная и практическая значимость проекта
Можно выделить три аспекта значимости результатов предлагаемого исследования: теоретический, методологический и практический.
Теоретический
Хорошо изучено, как процесс чтения отражается в глазодвигательной активности на уровне слов или предложений. Но для исследования процесса понимания прочитанного существующих знаний недостаточно, так как текст обладает собственными свойствами и принципами построения, и обработка текста как целого не может быть исчерпывающе описана через уровень предложений или слов. Применение метода окулографии позволит оценить, какие процессы происходят в этот момент в сознании человека. Например, по длительности фиксаций и их количеству можно сделать вывод об уровне когнитивной нагрузки и о том, какие фрагменты текста вызывают наибольшую сложность. По количеству возвратных движений по тексту можно оценить, какими стратегиями пользовался читатель для выполнения заданий или для устранения непонимания смысла прочитанного. Оценка всего паттерна во время чтения текста может наиболее точно визуализировать стратегию, выбираемую для чтения, так как мы будем видеть не только общие количественные показатели на каждом слове, но и последовательность применяемых корректирующих движений. Таким образом, для фундаментальной науки о чтении переход на уровень исследования обработки текстов является важным и необходимым этапом развития.
Методологический
Применение метода анализа сканпасов вносит вклад в развитие методологии анализа данных взгляда, так как использование такого метода при чтении не является широко распространенной практикой. Увеличение количества исследований с применением такого анализа глазодвигательной активности, полученной на разных задачах и стимулах, позволит лучше описать и зафиксировать все преимущества и ограничения метода.
Практический
В практическом смысле, результаты исследования могут стать основой для интервенций, которые разрабатываются для читателей с трудностями. Например, применение интервенций для понимания прочитанного на основании технологии EMME (eye-movement modeling examples) показало свою эффективность в англоязычном поле (Salmerón et al, 2020; Bednarik et al, 2018, Emhardt et al, 2023). Для воссоздания подобных интервенций на русском языке прежде требуется четкое представление о том, как двигается взгляд при чтении разных текстов и выполнении разных заданий нормотипичными читателями. То есть необходимо определить условно эталонные траектории взгляда, чтобы использовать их в качестве модели для читателей с трудностями.