Над чем работали грантополучатели РФФИ «Научное наставничество» в Университете «Сириус» в 2021 году

28 декабря 2021

Над чем работали грантополучатели РФФИ «Научное наставничество» в Университете «Сириус» в 2021 году

Над чем работали грантополучатели РФФИ «Научное наставничество» в Университете «Сириус» в 2021 году

Год науки и технологий подходит к своему завершению. Все это время в стенах Университета «Сириус» кипела научно-образовательная и исследовательская деятельность. Университет посетили около 4500 участников на 39 научных конференциях, конгрессах и научных школах. В этом году завершился и 41 проект, реализуемый победителями совместного грантового конкурса «Научное наставничество» Фонда «Талант и успех» и Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ). Свои исследования ученые частично выполняли на базе Университета «Сириус». Рассказываем о первых результатах проектов.

Напомним, что «Сириус» и РФФИ два года назад запустили первый совместный конкурс на финансирование научных проектов в области искусственного интеллекта и информационных технологий, генетики и наук о жизни, а также когнитивных наук. Его цель -  обеспечить  непрерывность взаимодействия молодых ученых с ведущими учеными Российской Федерации в рамках научного наставничества. По результатам масштабного конкурса был поддержан 41 проект. Среди них распределили 200 млн рублей.

Каждый научный коллектив – это синтез опыта ведущего российского ученого в качестве руководителя, совмещенный с амбициями и передовыми компетенциями молодых специалистов. Такой подход в реализации научных проектов направлен на решение одной из основных задач госпрограммы «Научно-технологическое развитие» – формирование эффективных механизмов передачи опыта и умений от заслуженных, опытных представителей научного сообщества молодым специалистам.

За два года реализации проектов, каждая научная группа опубликовала не менее двух статей в авторитетных рецензируемых научных журналах, а также провела серию лекций и мастер-классов для школьников и студентов «Сириуса». Студенты и аспиранты на основе полученных научных данных защищали магистерские дипломные работы и кандидатские диссертации.

Проекты реализовывались по перспективным научным направлениям. Так, научная группа под руководством доктора химических наук, Игоря Седова, занималась поиском перспективных лекарственных кандидатов для лечения нейродегенеративных заболеваний, таких как болезнь Альцгеймера. По результатам проекта было опубликовано 4 статьи в рецензируемых журналах первого и второго квартиля, к защите представлена одна кандидатская диссертация, еще 3 члена коллектива продолжают свои диссертационные исследования.

«Наши усилия направлены на развитие в университете направления, связанного с исследованиями биомолекулярных систем вычислительными методами и анализом экспериментальных данных. Мы надеемся, что сформированный в ходе выполнения проекта коллектив из молодых специалистов, обладающих обширными компетенциями в области химических наук и методов компьютерного моделирования, внесет существенный вклад в становление университета», – отметил Седов Игорь.

Еще один научный проект – изучение нейрофизиологических особенностей научения у пациентов с синдромом Ретта, редким заболеванием развития. Дети с этой мутацией при рождении совсем не отличаются от сверстников, но к 2-5 годам часто не могут самостоятельно ходить, не говорят и имеют большие трудности с целенаправленными движениями рук. У многих пациентов в период от 2 до 5 лет происходит утрата ранее приобретенных навыков, хотя явных патологических процессов в их мозге не отмечается. В рамках проекта, ученые искали ответы, что стоит за столь серьезными проблемами, как адекватно оценить степень когнитивных нарушений и как подобрать методики к обучению таких пациентов.

«В рамках работы над проектом, мы разработали целый комплекс экспериментальных методик, которые позволяют оценить некоторые аспекты научения при нарушениях развития, а также выявили ряд нейрофизиологических показателей, измененных при Синдроме Ретта. Полученные данные открывают новые подходы как к диагностике когнитивных нарушений при этом заболевании, так и к разработке более эффективных методов обучения детей с подобным диагнозом», – пояснила руководитель проекта, кандидат психологических наук, Ольга Сысоева.

Также ученые занимались разработкой эффективных методов решения проблемы больших данных в геофизике. По итогам этой исследовательской работы, специалистам удалось создать программные инструменты, библиотеки и интерфейсы, которые в совокупности образуют геоинформационную платформу для эффективного решения сложных вычислительных задач. На основе полученных данных ученые приблизились к созданию цифровой модели Земли. За два года работы над проектом научной группой было опубликовано 45 работ в российских и зарубежных рецензируемых журналах.

В будущем году продолжится реализация еще 25 грантов, поддержанных в рамках трехстороннего сотрудничества Университета «Сириус», РЖД и РФФИ. Результаты этой деятельности будут использованы для новых технологических решений РЖД, а авторов лучших разработок пригласят на стажировки в технологические подразделения компании.