Исследователи «Сириуса» – авторы одной из самых обсуждаемых статей месяца в мире

15 февраля 2022

Работа коллектива ученых Университета «Сириус», Сколтеха и МГУ вошла в ТОП-5% всех научных публикаций мира по рейтингу Altmetric*. Примечательно, что статья опубликована всего 3 месяца назад и так быстро стала одной из самых обсуждаемых в СМИ. Результаты работы ученых, представленные в статье, позволят химикам в разы упростить работу по поиску способа синтеза органических соединений. Именно поэтому эта работа нашла такой широкий отклик как среди представителей научного сообщества, так и у широкой общественности.

Авторами статьи являются ректор Университета «Сириус» Максим Федоров», Сергей Соснин из Сколтеха и Михаил Андронов из МГУ. Исследователи предложили новый метод визуализации химических реакций, который значительно упрощает процесс поиска новых способов синтеза органических соединений, используемых в промышленности. Предложенный метод основан на нейронной сети, проецирует химические реакции на 2D-плоскость в виде точек, группируя их по сходству, и позволяя, тем самым, ученым увидеть глобальное пространство химических реакций. Результаты этой работы были опубликованы в журнале ACS Omega.

При поиске новых способов синтеза полезных органических соединений, ученым приходится самостоятельно анализировать огромные базы данных существующих реакций, поскольку даже для простого соединения можно найти сотни уже известных методов его синтеза. Помимо того, что это сложно для человеческого восприятия, в эту деятельность вмешивается еще и субъективная оценка, когда ученый опирается на так называемую «химическую интуицию». В процессе такой работы возрастает риск пропустить тот самый выгодный и удобный способ синтеза только лишь из-за «человеческого фактора».

Авторы статьи предложили способ выделять «сущность» химических реакций и наносить их на график, значительно упрощая процедуру анализа. По мнению ученых, «намного удобнее смотреть на картинку, а не на длинный список реакций». Коллектив подчеркивает объективность такой визуализации. Она чем-то похожа на классификацию животных только по ДНК, без какого бы то ни было внимания к их внешнему облику. Подобно тому, как оказывается, что сокол — более близкий родственник попугаю и воробью, чем ястребу и орлу; химические реакции тоже порой раскрывают свою сущность, которая идёт вразрез с интуицией.

_______________

*Альтметрики – это методы наукометрии, которые оценивают результаты исследовательской деятельности не на основе числа цитирований публикаций в научных журналах (академический вес, scholarlyimpact), а по их присутствию, упоминанию и использованию в интернете и традиционных СМИ (общественный вес, socialimpact).

Альтметрики измеряют уровень внимания к результатам научного труда (скачивания, просмотры публикаций), их распространение (обсуждения в блогах и на форумах, упоминание в новостях, репосты в социальных сетях) и влияние, которое они оказывают на общество (например, ссылка на научную публикацию в экспертных заключениях и правительственных документах).