АНОО ВО «Университет «Сириус»
Междисциплинарные исследования мозга
Аспирантура
Междисциплинарные исследования мозга
Научная специальность 5.12.2
Образовательная программа направлена на подготовку высококвалифицированных специалистов — исследователей и преподавателей — с комплексными знаниями в области взаимосвязи психологических и нейробиологических процессов с учётом развития аппаратурных методов и современных математических подходов.
Выпускники программы будут обладать следующими актуальными компетенциями:
- в области нейрофизиологии психических функций человека и персонифицированной психофизиологии;
- в части закономерностей развития психических функций на разных уровнях — мозговом, поведенческом, генетическом и их взаимосвязей;
- в сфере диагностики и знаний подходов к коррекции нарушений когнитивных, регуляторных и сенсомоторных функций мозга;
- в разработке методов исследования мозга и когнитивных функций, а также новых экспериментальных протоколов и схем, в исследованиях когнитивных процессов методами регистрации показателей центральной и периферической нервной системы, такие как электрофизиологические, ядерно-магнитные, оптические и другие методы;
Полученные знания и навыки могут быть применимы в образовании, индустрии, спорте, медицине и других перспективных и стратегически важных направлениях.
Программа аспирантуры предусматривает возможность погружения и трудоустройства аспирантов:
- в научные организации, которые проводят исследования в направлении развития речи и чтения, а также в области психологии и нейрофизиологии спорта;
- в компании, ведущие деятельность в области прикладных когнитивных и нейрофизиологических исследований.
- проект, направленный на многоуровневое (поведение, нейрофизиология, генетика) описание типичного и атипичного развития детей (определение психофизиологических профилей развития), в том числе и с применением лонгитюдного дизайна, а также определение новых мишеней для ранней коррекционной работы;
- масштабный лонгитюдный проект по исследованию сенсомоторной интеграции в развитии устной и письменной речи;
- проект психофизиологического исследования: сенсомоторные механизмы восприятия речи в детском возрасте;
- проект по изучению пластичности субъективного восприятия времени в условиях быстро меняющейся среды и механизмов оптимальной работы мозга в этих условиях для создания новых методов обучения;
- проект по разработке инструментария поведенческих и аппаратурных исследований, в том числе предназначенной для диагностики развития человека, терапии и образовательной деятельности;
- проект по созданию новых методов обучения/развития человека в том числе и на основе исследований экстремального спорта.
- Возможность для всех аспирантов трудоустройства на должность младшего научного сотрудника с оплатой до 80 000 рублей
- Наши аспиранты живут в гостиницах Олимпийской деревни.
- Руководители научных направлений – ученые с мировым именем, профессора европейских университетов.
- Возможность трудоустройства в ведущих компаниях страны.
- Доступ к лабораториям с высокотехнологичным оборудованием.
Аспиранты участвуют в передовых исследованиях на стыке нескольких научных направлений, а именно психологии, биологии, математики, что отражает стратегические приоритеты развития Университета «Сириус» в научно-исследовательской деятельности, а также позволяет готовить специалистов, способных эффективно отвечать на вызовы современного общества, экономики и науки.
Аспиранты привлекаются к участию в следующих научно-исследовательских проектах:
Программа реализуется на базе Научного центра когнитивных исследований.
Количество мест: 3
Форма обучения: очная
Срок обучения: 3 года
Что отличает Университет «Сириус»?
Видео: Array
ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ ИСПЫТАНИЯ:
Программа вступительных испытаний
В рамках вступительных испытаний всем поступающим необходимо:
- сдать письменный экзамен;
- пройти устное собеседование.
КАК ПОСТУПИТЬ:
Приём заявлений в аспирантуру открыт с 3 марта 2025 и заканчивается 11 июля 2025 года.
Для подачи заявления необходимо зарегистрироваться в Личном кабинете и прикрепить электронные копии следующих документов:
- СНИЛС
- паспорт
- диплом об образовании либо справку из учебного заведения
- фотографию
- распечатать, подписать и приложить сканированную копию согласия на обработку персональных данных и заявления.
При наличии, прикрепляются документы подтверждающие индивидуальные достижения (публикации, тезисы и т.д.).
Ознакомится с полным перечнем индивидуальных достижений, зачитываемых в качестве результатов за вступительные испытания или в качестве доп. баллов можно на сайте.
После проверки ваше заявление будет принято и назначена дата письменного вступительного испытания. Обо всех изменения абитуриентов информируют в личном кабинете, по электронной почте и указанным телефонам.
Экзамены сдаются дистанционно в два этапа: письменный экзамен и собеседование.
Списки поступающих, зачисленных на обучение, будут опубликованы на сайте.
Квалификация/направление: Научная специальность
Период обучения: 3 года
Порядок прохождения собеседования:
<ol>
<li>Выбор времени: За несколько дней до собеседования с вами свяжется специалист приемной комиссии, и вы совместно выберете удобный временной слот.</li>
<li>Продолжительность: Собеседование длится около 20 минут.</li>
<li>Презентация: Участнику необходимо подготовить презентацию, которая будет показана через демонстрацию экрана.</li>
<li>Результат: Если по итогам собеседования вы набираете 20 баллов и более, то попадаете в конкурсный список.</li>
</ol>
Примерная тематика выпускных квалификационных работ:
1) «Нейробиологические и когнитивные основы понимания прочитанного и его расстройств»
На сегодняшний день доступен значительный объем литературы о развитии и проявлении навыков чтения и понимания прочитанного (e.g., Castles, Rasle, & Nation, 2018). Однако эта впечатляющая база знаний о мозговых, генетических и когнитивных коррелятах чтения до сих пор не привела ни к понимаю процессов трансформации «говорящего мозга» в «читающий мозг», ни к пониманию механизмов и каузальной цепочки расстройств понимания прочитанного (e.g., Landi & Ryherd, 2017). Требуется дополнительное изучение процессов и механизмов, вовлеченных в понимание написанного текста, их структурных и функциональных связей.
Данное исследование предполагает создание мультифасетной модели механизмов понимания прочитанного и его компонентных процессов на основе многомерных (нейрофизиологических, поведенческих и генетических) данных о чтении и понимании прочитанного у подростков. Еще одной задачей исследования является определение рисковых и протективных факторов расстройств чтения и понимания прочитанного. Предполагается использование продвинутых методов анализа данных и машинного обучения для решения задач исследования.
Научный руководитель: Анна Борисовна Ребрейкина – кандидат биологических наук, научный сотрудник направления «Порождение, передача и приобретение знаний» Научного центра когнитивных исследований Научно-технологического университета «Сириус», научный сотрудник Лаборатории высшей нервной деятельности человека Института Высшей нервной деятельности и нейрофизиологии Российской Академии Наук, 16 публикаций, 14 цитирований, h-индекс: 2.
2) «Нейрофизиологические и поведенческие предикторы особенностей развития языка и речи в дошкольном возрасте»
Речь не дана человеку с рождения, но развивается в онтогенезе. Особенности декодирования слуховой и зрительной информации, а также ее уни- и мультисенсорная интеграция являются предикторами развития и речевых функций, и навыков чтения.
Хотя множество авторов указывают на быструю динамику развития специализации мозговых систем для речевых функций в период от 3 до 8 лет (e.g., Bishop, 2000; Castles, Rastle & Nation, 2018), продольных исследований нейрофизиологических маркеров этих функций практически не существует. Также остается неясной удельная роль процедуральных, а также низкоуровневых нейрональных, когнитивных и перцептивных дефицитов в нарушениях речевых функций, и изменение этой роли в онтогенезе (Goswami, 2015). Более того, непонятно как схожие дефициты низкоуровневых процессов, опосредующие трудности в языке и речи при различных нозологиях, настолько по-разному фенотипически проявляются – в частности, при дислексии развития, при нарушениях развития языка и речи, при расстройствах аутистического спектра (Stevenson et al., 2011; Singh & Conway, 2021; Leider et al., 2019).
Данное исследование позволит определить процессы, которые могут быть использованы в качестве мишеней в ранней коррекции нарушений развития речевых функций, которые наблюдаются при многих траекториях нетипичного развития.
Научный руководитель: Ольга Владимировна Сысоева – кандидат психологических наук, профессор Научного центра когнитивных исследований Научно-технологического университета «Сириус», ведущий научный сотрудник Лаборатории высшей нервной деятельности человека Института Высшей нервной деятельности и нейрофизиологии Российской Академии Наук, 44 публикации, 386 цитирований, h-индекс: 10.
3) «Восприятие времени в спорте»
Восприятие времени является базовой психологической функцией, оно пронизывает и связывает все психические процессы. В рамках данного исследования будут изучаться особенности восприятия времени в зависимости от вида спорта и роли в киберспортивных играх. Полученные ранее данные (том числе и в работах Сысоевой) о влиянии физических упражнений на восприятие времени будут расширены и дополнены изучением нейрофизиологических механизмов выявленного взаимодействия. В ходе проведения исследования будут разработаны методики оценки особенностей восприятия времени, полезных для эффективного выполнения отдельных спортивных задач, а также методик изменения субъективного течения времени, опирающихся на понимание нейрофизиологических механизмов, лежащих в основе данных процессов. Исследование будет реализовываться в рамках совместного НИР с центром МИС.
Научный руководитель: Ольга Владимировна Сысоева – кандидат психологических наук, профессор Научного центра когнитивных исследований Научно-технологического университета «Сириус», ведущий научный сотрудник Лаборатории высшей нервной деятельности человека Института Высшей нервной деятельности и нейрофизиологии Российской Академии Наук, 44 публикации, 386 цитирований, h-индекс: 10.
Ссылка на кнопке "Подать заявку": https://lka.siriusuniversity.ru/application/filing
Ссылка на кнопке "Узнать больше": /pre-admission/
ТЕМЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ:
1) «Нейрофизиологические и поведенческие биомаркеры особенностей развития языка и речи в дошкольном и раннем школьном возрасте»
Речь не дана человеку с рождения, но развивается в онтогенезе. Особенности декодирования слуховой и зрительной информации, а также ее уни- и мультисенсорная интеграция являются предикторами развития и речевых функций, и навыков чтения. Хотя множество авторов указывают на быструю динамику развития специализации мозговых систем для речевых функций в период от 3 до 8 лет (e.g., Bishop, 2000; Castles, Rastle & Nation, 2018), продольных исследований нейрофизиологических маркеров этих функций практически не существует. Также остаётся неясной удельная роль процедуральных, а также низкоуровневых нейрональных, когнитивных и перцептивных дефицитов в нарушениях речевых функций, и изменение этой роли в онтогенезе (Goswami, 2015). Более того, непонятно, как схожие дефициты низкоуровневых процессов, опосредующие трудности в языке и речи при различных нозологиях, настолько по-разному фенотипически проявляются — в частности, при дислексии развития, при нарушениях развития языка и речи, при расстройствах аутистического спектра (Stevenson et al., 2011; Singh & Conway, 2021; Leider et al., 2019). Данное исследование позволит определить процессы, которые могут быть использованы в качестве мишеней в ранней коррекции нарушений развития речевых функций, которые наблюдаются при многих траекториях нетипичного развития.
Научный руководитель: кандидат психологических наук Ольга Владимировна Сысоева, – научный руководитель научного направления «Развитие человека: мозг и психика» Научного центра когнитивных исследований Научно-технологического университета «Сириус», ведущий научный сотрудник Лаборатории высшей нервной деятельности человека Института Высшей нервной деятельности и нейрофизиологии Российской академии наук, 76 публикаций, более 1000 цитирований, h-индекс: 20.
2) «Нейробиологические и когнитивные основы чтения и их возрастная динамика»
На сегодняшний день доступен значительный объём литературы о развитии и проявлении навыков чтения и понимания прочитанного (e.g., Castles, Rasle, & Nation, 2018). Однако эта впечатляющая база знаний о мозговых, генетических и когнитивных коррелятах чтения до сих пор не привела ни к понимаю процессов трансформации «говорящего мозга» в «читающий мозг», ни к пониманию механизмов и каузальной цепочки расстройств чтения и понимания прочитанного (e.g., Landi & Ryherd, 2017). Требуется дополнительное изучение процессов и механизмов, вовлечённых в развитие навыков беглого чтения и понимания написанного текста, их структурных и функциональных связей в процессе развития навыков чтения. Данное исследование предполагает создание комплексной модели развития навыков чтения и его компонентных процессов на основе многомерных (нейрофизиологических, психологических и поведенческих) данных о когнитивных процессах, особенностях чтения и понимания прочитанного на разных возрастных этапах, охватывающих весь период школьного обучения. Отдельной задачей может быть связь чтения с музыкальными способностями, которые, согласно исследованиям, тесно пересекаются с речевыми навыками. Важной задачей является выявление типичных и атипичных реакций мозга на различные типы речевых и неречевых стимулов с целью понимания архитектуры когнитивных процессов, связанных с особенностями чтения и его нарушения, определение факторов риска расстройств чтения.
Научный руководитель: кандидат биологических наук Анна Борисовна Ребрейкина, — старший научный сотрудник Научного центра когнитивных исследований Научно-технологического университета «Сириус», старший научный сотрудник Лаборатории высшей нервной деятельности человека Института Высшей нервной деятельности и нейрофизиологии Российской академии наук, 30 публикаций, более 50 цитирований, h-индекс: 5.
3) «Изучение пластичности субъективного восприятия времени в условиях быстро меняющейся среды и механизмов оптимальной работы мозга в этих условиях для создания новых методов обучения»
Восприятие времени является базовой психологической функцией. Оно пронизывает и связывает все психические процессы. В рамках данного исследования будут изучаться особенности восприятия времени в условиях быстро меняющейся среды, например, в экстремальном спорте, а также с изменением степени имерсивности среды при применении технологий виртуальной реальности. Полученные ранее данные о влиянии физических упражнений на восприятие времени будут расширены и дополнены изучением нейрофизиологических механизмов выявленного взаимодействия. В ходе проведения исследования будут разработаны методики оценки особенностей восприятия времени, полезных для эффективного выполнения отдельных спортивных задач, а также методик изменения субъективного течения времени, опирающихся на понимание нейрофизиологических механизмов, лежащих в основе данных процессов. Исследование будет реализовываться совместно с ресурсным центром междисциплинарных исследований спорта Университета «Сириус».
Научный руководитель: кандидат психологических наук Ольга Владимировна Сысоева, – научный руководитель научного направления «Развитие человека: мозг и психика» Научного центра когнитивных исследований Научно-технологического университета «Сириус», ведущий научный сотрудник Лаборатории высшей нервной деятельности человека Института Высшей нервной деятельности и нейрофизиологии Российской академии наук, 76 публикаций, более 1000 цитирований, h-индекс: 20.
Узнать больше: Да
Форма обучения: очная
Этап 1: подача документов:
Даты: 3 марта – 11 июля 18:00 МСК
- Зарегистрироваться на сайте университета в личном кабинете абитуриента.
- Подать заявление на участие в конкурсе на программы аспирантуры (в заявлении можно указать до трех программ)
- Приложить к заявлению сканы документов:
- Паспорт (2-3 стр, стр. с регистрацией);
- Скан диплома специалиста или магистра, при отсутствии диплома –справку о том, что Вы являетесь студентом выпускного курса;
- СНИЛС;
- Фото 3х4;
- Подтверждение индивидуальных достижений;
- Резюме и исследовательское предложение (опционально, засчитывается в качестве индивидуальных достижений);
- Выгрузить и распечатать сформированное системой заявление и согласие на обработку персональных данных, подписать и загрузить сканы обратно, оригиналы документов сохранить.
- Направить документы в приемную комиссию
Этап 2: вступительные испытания:
<p>Даты: 12 июля – 28 июля </p><br>
<p>После окончания приема документов вам необходимо пройти письменный экзамен. Для каждой программы предусмотрены свой письменный экзамен и собеседование.</p>
<p>Порядок написания письменного экзамена:</p>
<ol>
<li>За день до экзамена в 17:00 (мск) пройдет техническая консультация</li>
<li>Для экзамена вам понадобятся:
<ul>
<li>Компьютер или ноутбук,</li>
<li>Веб-камера, микрофон и динамики,</li>
<li>Листы бумаги и пишущие принадлежности.</li>
</ul>
</li>
<li>Рекомендуем использовать операционную систему Windows и браузеры Яндекс или Google Chrome, так как они наиболее совместимы с системой прокторинга.</li>
<li>Экзамен проходит под наблюдением проктора, который может оказать техническую поддержку при необходимости.</li>
<li>Если по итогам письменного экзамена вы набираете 20 баллов и более, вас пригласят на собеседование.</li>
</ol>
Этап 3: зачисление:
<p>
Даты: 28 июля - 5 августа;
</p>
<ol>
<li>Поступающие приглашаются в порядке конкурсного списка, который формируется на основе суммы баллов за:
<ul>
<li>Письменный экзамен</li>
<li>Собеседование</li>
<li>Индивидуальные достижения</li>
</ul>
</li>
<li>Приглашенным к поступлению участникам будет направлен перечень документов, необходимых для отправки в университет (включая оригинал диплома, возможно курьерской службой).</li>
<li>Если поступивший предоставляет оригинал диплома и согласие в срок до 4 августа, он включается в приказ о зачислении.</li>
</ol>
Видео ВКонтакте обложка и ссылка: Загрузить / Загрузить
Название: Междисциплинарные исследования мозга
Картинка для анонса: Загрузить
Детальное описание:
Образовательная программа направлена на подготовку высококвалифицированных специалистов — исследователей и преподавателей — с комплексными знаниями в области взаимосвязи психологических и нейробиологических процессов с учётом развития аппаратурных методов и современных математических подходов.
Выпускники программы будут обладать следующими актуальными компетенциями:
- в области нейрофизиологии психических функций человека и персонифицированной психофизиологии;
- в части закономерностей развития психических функций на разных уровнях — мозговом, поведенческом, генетическом и их взаимосвязей;
- в сфере диагностики и знаний подходов к коррекции нарушений когнитивных, регуляторных и сенсомоторных функций мозга;
- в разработке методов исследования мозга и когнитивных функций, а также новых экспериментальных протоколов и схем, в исследованиях когнитивных процессов методами регистрации показателей центральной и периферической нервной системы, такие как электрофизиологические, ядерно-магнитные, оптические и другие методы;
Полученные знания и навыки могут быть применимы в образовании, индустрии, спорте, медицине и других перспективных и стратегически важных направлениях.
Программа аспирантуры предусматривает возможность погружения и трудоустройства аспирантов:
- в научные организации, которые проводят исследования в направлении развития речи и чтения, а также в области психологии и нейрофизиологии спорта;
- в компании, ведущие деятельность в области прикладных когнитивных и нейрофизиологических исследований.
- проект, направленный на многоуровневое (поведение, нейрофизиология, генетика) описание типичного и атипичного развития детей (определение психофизиологических профилей развития), в том числе и с применением лонгитюдного дизайна, а также определение новых мишеней для ранней коррекционной работы;
- масштабный лонгитюдный проект по исследованию сенсомоторной интеграции в развитии устной и письменной речи;
- проект психофизиологического исследования: сенсомоторные механизмы восприятия речи в детском возрасте;
- проект по изучению пластичности субъективного восприятия времени в условиях быстро меняющейся среды и механизмов оптимальной работы мозга в этих условиях для создания новых методов обучения;
- проект по разработке инструментария поведенческих и аппаратурных исследований, в том числе предназначенной для диагностики развития человека, терапии и образовательной деятельности;
- проект по созданию новых методов обучения/развития человека в том числе и на основе исследований экстремального спорта.
- Возможность для всех аспирантов трудоустройства на должность младшего научного сотрудника с оплатой до 80 000 рублей
- Наши аспиранты живут в гостиницах Олимпийской деревни.
- Руководители научных направлений – ученые с мировым именем, профессора европейских университетов.
- Возможность трудоустройства в ведущих компаниях страны.
- Доступ к лабораториям с высокотехнологичным оборудованием.
Аспиранты участвуют в передовых исследованиях на стыке нескольких научных направлений, а именно психологии, биологии, математики, что отражает стратегические приоритеты развития Университета «Сириус» в научно-исследовательской деятельности, а также позволяет готовить специалистов, способных эффективно отвечать на вызовы современного общества, экономики и науки.
Аспиранты привлекаются к участию в следующих научно-исследовательских проектах:
Программа реализуется на базе Научного центра когнитивных исследований.
Количество мест: 3
Форма обучения: очная
Срок обучения: 3 года
Что отличает Университет «Сириус»?