Университет «Сириус»

Общая психология, психология личности, история психологии

Руководители

Елена Леонидовна Григоренко

Доктор психологических наук, PhD, и.о. директора Научного центра когнитивных исследований, , руководитель направлений «Порождение, передача и приобретение знаний» и «Расстройства аутистического спектра: наука и практика», профессор Йельского университета, профессор университета Хьюстона, профессор факультета молекулярной генетики и генетика человека и факультета педиатрии Медицинского колледжа Бейлора, главный научный сотрудник Лаборатории междисциплинарных исследований развития человека СПбГУ, ведущий научный сотрудник Центра прикладных психолого-педагогических исследований МГППУ

1) «Профили языкового и речевого развития при расстройствах аутистического спектра (РАС)/Коморбидность расстройств аутистического спектра (РАС) с нарушениями языка и речи»
2) «Особенности адаптивного функционирования при расстройствах аутистического спектра (РАС)»

Расстройство аутистического спектра (РАС) представляет собой нарушение нейроразвития, ключевыми характеристиками которого являются нарушения навыков социального взаимодействия и коммуникации, а также наличие ограниченных (ригидных) и повторяющихся форм поведения (стереотипий) (American Psychiatric Association, 2013). Концептуализация аутизма как спектра отражает значительную гетерогенность его проявлений и возможных этиологических факторов, что проявляется в различной степени выраженности нарушений в обозначенных ключевых доменах, значительной вариативности языкового и когнитивного  функционирования (Munson et al., 2008; Nevill et al., 2019), различиях в уровне адаптивного функционирования и высокой коморбидности РАС с другими нарушениями нейроразвития, аффективными и поведенческими трудностями  (Levy et al.). 

Предложенные темы исследований направлены на выявление РАС-специфичных профилей языкового развития и адаптивного функционирования в зависимости от выраженности ключевых симптомов РАС. Исследование будет реализовываться в рамках проекта «Оценка превалентности РАС в России» направления «Расстройства аутистического спектра: наука и практика» Центра когнитивных исследований.

Научный руководитель: Елена Леонидовна Григоренко – доктор психологических наук, PhD, и.о. Директора Научного центра когнитивных исследований, руководитель направлений «Порождение, передача и приобретение знаний» и «Расстройства аутистического спектра: наука и практика», научные интересы: развитие ребенка, диагностика, этиология и терапия аутизма, трудности в обучении, нарушения развития языка и речи, делинквентность, 328 публикаций, 10898 цитирований, h-индекс: 56.

3) «Анализ невербальных индикаторов терапевтического контакта: междисциплинарный подход»

В рамках взаимодействия психолога-консультанта и клиента качество терапевтического контакта является важным предиктором успешности терапии (Koole et al., 2016). До сегодняшнего дня большая часть работ, посвященных анализу качества отношений, фокусировалась на самоотчетах и анализе вербальной продукции во время сессии (Elvins & Green, 2008). Данное исследование направлено на выявление поведенческих и психофизиологических коррелятов терапевтического контакта в диадах психолога и клиента, отражающих мозговую и моторную синхронизацию.Одним из наиболее перспективных методов исследования диадной синхронизации является гиперсканирование, так как оно позволяет получить синхронные записи мозговой активности в процессе взаимодействия при использовании электроэнцефалограммы (Dikker et al., 2017; Feldman, 2007). В рамках данного исследования будет проведена одновременная регистрация ЭЭГ с целью оценки синхронизации ритмов электрической активности головного мозга у клиентов и психологов-консультантов. На поведенческом уровне за счет анализа видеозаписей взаимодействия клиентов и психологов-консультантов при помощи метода Motion Energy Analysis (MEA) будет получен профиль невербальной синхронизации в диадах.

Научный руководитель: Марина Андреевна Жукова – кандидат психологических наук, старший научный сотрудник направления «Порождение, передача и приобретение знаний» Научного центра когнитивных исследований Научно-технологического университета «Сириус», научный сотрудник Лаборатории междисциплинарных исследований развития человека СПбГУ, 21 публикация, 44 цитирования, h-индекс: 3.

4) «Психофизиологические и поведенческие показатели межличностной синхронизации в процессе наставничества»

Целью исследования является описание диадной синхронизации в ситуации наставничества на психофизиологическом и поведенческом уровне.В рамках данного исследования будет изучаться уровень диадной синхронизации (где будут операционализированы общие факторы наставничеста) между наставником и учеником на психофизиологическом и поведенческом уровнях. Механизм межличностной синхронизации способствует построению социальных отношений, привязанности и эмпатии (Delaherche et al., 2012), повышает эффективность деятельности, в рамках которой синхронизация осуществляется. 

Предполагается, что степень синхронизации в диадах учитель – ученик будет оказывать влияние на эффективность передачи неявного (таситного) знания. Наставником в данном контексте является носитель экспертного знания (или навыка), регулярно взаимодействующий с «наставляемым» предполагает изучение нейрофизиологических показателей передачи и приобретения знаний в ситуации взаимодействия ученика и учителя с помощью портативного ЭЭГ оборудования. Кроме того, будут применены опросные методы и анализ поведения диады, а также выделены наиболее эффективные вербальные и невербальные элементы наставничества, которым можно будет обучать начинающих наставников. Площадкой исследования станет Образовательный центр «Сириус», поскольку интегрирует в себе образовательный процесс и наставничество в различных сферах (наука, спорт, искусство).

Научный руководитель: Ирина Валерьевна Голованова – кандидат психологических наук, старший научный сотрудник направления «Порождение, передача и приобретение знаний» Научного центра когнитивных исследований Научно-технологического университета «Сириус», научный сотрудник Лаборатории междисциплинарных исследований развития человека СПбГУ, 3 публикации, 11 цитирований, h-индекс: 2

5) «Динамическая картина функционирования мозга при принятии решений в естественной среде в киберспорте»

Ключевое свойство компьютерной игры – наличие постоянно изменяющейся среды, динамика трансформации которой зависит как от непосредственного участия в ней игрока (Kühn, Gallinat & Mascherek, 2019), так и от внутренних процессов игры, которые заданы заранее, но неизвестны для игрока. Несмотря на оптимальность использования компьютерных игр в качестве среды для изучения когнитивных процессов, в российской литературе, в отличии от зарубежной, существенно меньше исследований, посвященных данной проблеме. Принятие решений — это процесс выбора из множества альтернатив для достижения желаемого результата, который взаимосвязан с личностными характеристиками и эмоциональным состоянием (Si, et al., 2020). Важно отметить, что при принятии решений в динамической и быстро изменяющейся среде, этот процесс происходит мгновенно (Ashford, Abraham & Poolton, 2021). Более того, каждый сделанный выбор и каждое принятое решение влияют как на тактику каждого конкретного игрока, так и на тактику всей команды. Тщательное изучение навыков принятия решений в прикладной практике в спорте помогло лучше понять процесс принятия решений в игровых взаимодействиях (Araújo, et al., 2019), тем не менее непосредственную динамику данного процесса наилучшим образом можно отследить именно в процессе киберспортивного взаимодействия. Поскольку данная среда более приспособлена для регистрации психофизиологических показателей непосредственно в момент принятия решений. Для реализации данного проекта планируется синхронная регистрация биоэлектрических показателей всех участников команды в процессе игры, а также последующее поведенческое кодирование самой игры. Планируется создать математическую модель принятия решений в естественной среде.

Научный руководитель: Елена Леонидовна Григоренко – доктор психологических наук, PhD, и.о. Директора Научного центра когнитивных исследований, руководитель направлений «Порождение, передача и приобретение знаний» и «Расстройства аутистического спектра: наука и практика», научные интересы: развитие ребенка, диагностика, этиология и терапия аутизма, трудности в обучении, нарушения развития языка и речи, делинквентность, 328 публикаций, 10898 цитирований, h-индекс: 56.

  • ico_arrow
  • ico_arrow